С 2014 года по 2024 год доля покупателей жилья в возрасте 25-34 лет сократилась на 10%, а доля клиентов возрастной группы 35-44 года увеличилась на 6%. Об этом «Стройгазете» сообщили в аналитическом центре компании «Жилфонд», уточнив, что рост среднего возраста аудитории повлиял на структуру спроса — более возрастные клиенты чаще думают о покупке второй квартиры, более просторного жилья, а также загородной недвижимости.
По данным аналитиков, в 2014 году основная доля сделок (29%) приходилась на покупателей от 25 до 34 лет. Это люди, которые получили образование, нашли постоянный источник дохода, начинают создавать семью и впервые приобретают объект недвижимости. В этот период покупатели, как правило, рассматривают однокомнатную квартиру или “евродвушку” с отдельной спальней и кухней-гостиной. К февралю 2024 года доля таких покупателей уменьшилась до 19%.
Вторая по вкладу в сделки с недвижимостью доля покупателей — это возрастная группа от 35 до 44 лет. В 2014 году на таких покупателей приходилось 25% всех сделок, к февралю 2024 года доля этих покупателей выросла до 31%. Люди этого возраста ориентированы на увеличение площади квартиры и улучшение жилищных условий. Также в этом возрасте часто инвестируют во вторую квартиру, например, для ребенка или для сдачи в аренду, и земельный участок.
Доля покупателей более старшего возраста — от 45 до 54 лет — за десять лет увеличилась, но незначительно — на 3%, а доля возрастной группы 55-64 года сократилась на 2%. При этом чаще всего сделки совершаются женщинами — они составляют 55% всех клиентов агентства недвижимости. Этот показатель за последние десять лет не изменился.
Директор компании «Жилфонд» Александр Чернокульский отметил, что постепенное увеличение возраста покупателей жилья прежде всего коррелирует с общей демографической ситуацией в стране. На нынешний портрет и предпочтения покупателя влияет последствия «демографической ямы» 2000-х. Так, по данным Росстата на 1 января 2023 года, население России в возрасте 25-34 года составляло 18,5 млн — это на 20% меньше, чем десять лет назад. При этом численность населения в возрасте 35-44 лет за аналогичный период увеличилась на 21%.
По прогнозам аналитиков, спустя еще десять лет категория будущих 25-34 летних снова сократится примерно на 19-20% относительно 2023 года, а категория будущих 35-44 летних — на 23%. «То есть численность основных двух целевых аудиторий существенно уменьшится. Вполне вероятно, это обострит конкурентную борьбу за покупателя. Однако рынок недвижимости всегда подстраивается под интересы поколений, в будущем вряд ли стоит ждать резкого падения спроса — он перераспределится на другие категории покупателей и другие виды недвижимости», — пояснил Александр Чернокульский.
Он добавил, что одновременно с ростом среднего возраста аудитории наблюдается рост интереса к загородной недвижимости. «Это связано не столько с постепенным повышением среднего возраста покупателя, но и с глобальным трендом на загородную жизнь — с развитием удаленной работы дом все чаще рассматривают и в качестве второго жилья, и в качестве единственной недвижимости. На сделки с загородной недвижимостью в структуре сделок сегодня приходится более 10% от общего количества, и эта доля совершенно точно будет расти», — сказал эксперт.
Ранее «Стройгазета» сообщала, что в 2023 году на вторичном рынке жилья Москвы соотношение граждан, занимающихся поиском квартир самостоятельно, к запросам агентов по недвижимости, которые ищут объекты для своих клиентов, составило 73,4% к 26,6%. Доля самостоятельно ищущих квартиры выросла в 2,5 раза — десять лет назад на подобные запросы приходилось не более 25-30% от общего количества.