В первом квартале 2022 года объем сделок на рынке элитных новостроек Москвы снизился на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом «Стройгазете» сообщили в компании Savills, уточнив, что при этом спрос на клубные дома вырос за этот же период на 12%.
В совместном исследовании Savills и ГК Insigma говорится, что в первом квартале текущего года в премиальных новостройках Москвы было заключено свыше 280 сделок, из них 92 сделки пришлось на клубные дома.
Как отметил директор департамента мониторинга рынка и оценки Savills в России Анатолий Довгань, рост интереса к клубным домам отмечается с 2019 года. «Снижение спроса было заметно лишь в период локдауна в мае 2020 года и после перезапуска льготных ипотечных программ в июле 2021 года. Так, в прошлом году спрос на клубный формат домов с небольшим приростом удержал рекорд пандемийного 2020 года, когда количество сделок увеличилось болеечем вдвое – на 59%», - прокомментировал он, добавив, что динамика начала этого года демонстрирует, что интерес к данному формату устойчив и в периоды общего падения спроса.
Средняя цена квадратного метра в сделках с клубными домами выросла на 7%, что соответствует росту в элитном сегменте в целом (+9%). Таким образом, получается, что в настоящий момент цены в клубном формате меняются чуть менее динамично, что также привлекает внимание покупателей. По итогам первого квартала, средняя стоимость квадратного метра в сделках с клубными домами Москвы составила 1,3 млн рублей.
Управляющий партнер Savills в России Дмитрий Халин говорит, что ситуацию на рынке элитной недвижимости сегодня можно описать как осторожную. «Многие покупатели не спешат воплощать планы по покупке недвижимости в жизнь, занимая выжидательную позицию. Однако спрос на формат клубных домов остается высоким. Благодаря своей камерности, такие проекты очень хорошо продуманы, как с точки зрения планировочных решений, так и используемых технологий и материалов. Поэтому спрос на клубный формат элитной недвижимости традиционно более стабилен, благодаря чему он востребован не только среди тех, кто ищет недвижимость для жизни, но и для инвестиционных целей», - аргументирует эксперт.
Директор по маркетингу ГК Insigma Александр Есипенко приводит в пример клубный дом класса де-люкс «Тессинский, 1», в котором распродано 57% лотов. «В 2021–2022 гг. проект не раз входил в десятку самых продаваемых элитных домов Москвы. Значимую роль играет расположение проекта в районе Китай-города. Очевидно, что интерес покупателей московского элитного жилья постепенно смещается с устоявшихся элитных локаций на новые — редкие районы в центре города, потенциал которых пока до конца не раскрыт. Кроме того, «Тессинский, 1» стал одним из самых инвестиционно-привлекательных проектов столицы: с момента старта продаж средняя цена квадратного метра в нем выросла на 55%», — поясняет эксперт.
В первом квартале текущего года объем предложения в сегменте клубных домов уменьшился на 17% до 595 лотов. За этот период рынок пополнился тремя новыми проектами, стартовали продажи в клубных домах: Vernissage, «Чистые пруды» и The Patricks. До конца текущего года запланирован ввод в эксплуатацию 18 клубных домов. Больше всего клубных домов представлено в Хамовники (25%), Пресненском районе (15%) и на Якиманке (15%).
Популярностью клубные дома пользуются у семейных клиентов (55%). Более 40% покупателей относятся к возрастной категории от 31 до 39 лет, 34% — от 40 до 53 лет, 19% - 20 до 30 лет. Клиентов интересуют лоты площадью от 116 до 130 кв. метров в основном в уже введенных в эксплуатацию проектах или находящихся в высокой степени готовности.
Ранее «СГ» сообщала, что в Москве образовался дефицит клубных домов.