Президент НОСТРОЙ назвал меры по предотвращению заморозки строек и дефицита бюджетных средств

Президент НОСТРОЙ назвал меры по предотвращению заморозки строек и дефицита бюджетных средств

Президент НОСТРОЙ Антон Глушков, подводя итоги заседания президиума Госсовета отметил, что своевременные меры помогут избежать цепной реакции – от заморозки строек до дефицита бюджетных средств.

Глава нацобъединения подчеркнул важность данного президентом России поручения предотвратить риски торможения строительства жилья. «За последние три года жилищное строительство и стройка в целом в России, действительно, набрали обороты и показали значительный рост. Это отразилось как на объемах ввода многоквартирного жилья, так и на активности в сегменте индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Однако текущая финансовая ситуация создает серьезные риски для сохранения этих темпов в 2026-2027 годах», - подчеркнул Антон Глушков.

По его словам, ключевая проблема – стоимость заемных средств. «И ипотечное кредитование, и проектное финансирование базируются на ставке Центрального банка, а она сейчас является для многих проектов фактически заградительной. Как отметила Эльвира Набиуллина, средняя ставка проектного финансирования для застройщиков достигла 10% годовых, тогда как еще месяц назад она составляла 9%», - пояснил он.

При этом, как считает Антон Глушков, измерять эту величину средним процентом по всем проектам, начатым в разное время, является не объективным. «Проекты, которые стартовали в более благоприятных условиях и имеют высокий уровень распроданности, базируются на 3–4% годовых. А новые проекты, запущенные в конце 2024 – начале 2025 года, сталкиваются с крайне высокими ставками – от 15% до 20%, а в отдельных случаях (особенно при нулевом наполнении эскроу) – до 29% годовых. Это существенно влияет на экономику их строительства, которая резко ухудшается из-за роста процентных расходов по кредитам», - отметил он.

Президент НОСТРОЙ также отметил, что правительство уже работает над решением – президент России поручил в течение месяца проработать конкретные взвешенные меры с учетом тех возможностей бюджета, которые есть на сегодняшний момент, чтобы сохранить объем жилищного строительства и не допустить дефицита.

«Важно, что акцент предлагается сделать на поддержку регионов с падающими объемами строительства и продаж и проектов, реализация которых рассчитана на период 2026–2027 гг., где риски дефолтов наиболее высоки. Учитывая, что до 15% доходов региональных бюджетов, согласно оценке РАН, формируется за счет налогов строительной отрасли, спад в этом секторе ударит не только по рынку жилья, но и по социальным обязательствам субъектов», - подытожил Антон Глушков.