С конца сентября 2023 года по июнь 2024 года загрузка площадей логистических операторов России выросла на 3% и достигла рекордных 96%. Об этом «Стройгазете» сообщили в компании NF Group, уточнив, что высокий спрос на услуги 3PL-провайдеров обусловлен минимальным уровнем свободных площадей на рынке складской недвижимости и существенным ростом арендных ставок.
При этом с начала 2024 года объем сделок со складской недвижимостью со стороны логистических компаний сократился более чем в три раза, до 133 тыс. кв. метров, ввиду отсутствия свободного предложения для аренды. Лидером по объему используемых складских объектов среди логистических компаний в Московском регионе является компания FM Logistic с суммарным объемом складов около 744 тыс. кв. метров, в регионах – AP Trade, в пользовании которой находится 175 тыс. кв. метров складов. Несмотря на то, что Московский регион остается основным направлением для потенциального увеличения складских мощностей, города Сибири и Дальнего Востока привлекают все больше внимания 3PL-операторов из-за изменений в логистических цепочках.
Директор по работе с корпоративными клиентами департамента складской и индустриальной недвижимости NF Group Максим Загоруйко говорит, что уход международных логистических компаний не оказал негативного влияния на рынок контрактной логистики. «Как правило, ушедшие игроки обслуживали собственных корпоративных клиентов, которые постепенно завершают деятельность в России. Спрос на услуги 3PL растет за счет увеличения объемов грузов у российских компаний на фоне почти нулевой вакансии на складском рынке. При этом многие просто не могут арендовать дополнительные площади. По сравнению с европейским рынком доля логистических операторов в совокупном объеме сделок по итогам I полугодия 2024 года составляет всего 5%, за рубежом их доля достигает 45%», - прокомментировал он.
Аналитики отметили, что логистические провайдеры не готовы арендовать новые складские комплексы, в том числе формата build-to-suit, из-за высокой ставки аренды. По данным опрошенных респондентов, при запуске нового склада площадью 10 тыс. кв. метров со ставкой аренды 14 тыс. рублей за кв. метр в год, включая OPEX и НДС, стоимость хранения одной палеты увеличилась бы на 26% (до 33,6 рублей за сутки), механизированных погрузочно-разгрузочных работ – на 9% (до 210,4 рублей за тонну). К тому же большая часть площадей, которые они используют для оказания услуг, является арендуемыми складами (54%). Примерно 32% складов находятся в собственности у логистов, а оставшиеся 14% – собственные склады компаний.
Партнер, региональный директор департамента индустриальной и складской недвижимости NF Group Константин Фомиченко говорит, что объем заключенных сделок с транспортными и логистическими компаниями пока находится ниже своего потенциала и, безусловно, будет увеличиваться в ближайшие годы. «Это связано с растущей потребностью в оптимизации цепочек поставок и повышением эффективности складской логистики на фоне увеличения товарооборота и развития электронной коммерции. Увеличение доли сделок с транспортно-логистическими операторами в общем объеме сделок будет не только способствовать развитию рынка складской недвижимости, но и внедрению новых технологий и повышению стандартов в отрасли», - добавил он.
В основном компании, обращающиеся за услугами 3PL-операторов, – это крупный (59%) и средний (22%) бизнес. Лидерами в общей структуре занимаемых площадей по сегментам остаются розничная торговля (28%) и FMCG (19%). Сегмент онлайн-торговли продуктами питания (e-grocery) занимает до 9% в общем объеме площадей клиентов 3PL. Суммарно на онлайн-торговлю продовольственными и непродовольственными товарами приходится 16% всех площадей логистических операторов.
С сентября 2023 года тарифы на услуги 3PL-операторов выросли. Самое большое удорожание наблюдалось в части отбора и подготовки товаров к отгрузке (пикингу) (66%) и ручным погрузочно-разгрузочным работам (+59%), что обусловлено ростом затрат на оплату труда. Стоимость услуг по стикеровке увеличилась на 32%, механизированных погрузочно-разгрузочных работ – на 27%. По прогнозам экспертов, стоимость логистических услуг до конца года может вырасти в среднем на 16%.
При этом с начала 2024 года объем сделок со складской недвижимостью со стороны логистических компаний сократился более чем в три раза, до 133 тыс. кв. метров, ввиду отсутствия свободного предложения для аренды. Лидером по объему используемых складских объектов среди логистических компаний в Московском регионе является компания FM Logistic с суммарным объемом складов около 744 тыс. кв. метров, в регионах – AP Trade, в пользовании которой находится 175 тыс. кв. метров складов. Несмотря на то, что Московский регион остается основным направлением для потенциального увеличения складских мощностей, города Сибири и Дальнего Востока привлекают все больше внимания 3PL-операторов из-за изменений в логистических цепочках.
Директор по работе с корпоративными клиентами департамента складской и индустриальной недвижимости NF Group Максим Загоруйко говорит, что уход международных логистических компаний не оказал негативного влияния на рынок контрактной логистики. «Как правило, ушедшие игроки обслуживали собственных корпоративных клиентов, которые постепенно завершают деятельность в России. Спрос на услуги 3PL растет за счет увеличения объемов грузов у российских компаний на фоне почти нулевой вакансии на складском рынке. При этом многие просто не могут арендовать дополнительные площади. По сравнению с европейским рынком доля логистических операторов в совокупном объеме сделок по итогам I полугодия 2024 года составляет всего 5%, за рубежом их доля достигает 45%», - прокомментировал он.
Аналитики отметили, что логистические провайдеры не готовы арендовать новые складские комплексы, в том числе формата build-to-suit, из-за высокой ставки аренды. По данным опрошенных респондентов, при запуске нового склада площадью 10 тыс. кв. метров со ставкой аренды 14 тыс. рублей за кв. метр в год, включая OPEX и НДС, стоимость хранения одной палеты увеличилась бы на 26% (до 33,6 рублей за сутки), механизированных погрузочно-разгрузочных работ – на 9% (до 210,4 рублей за тонну). К тому же большая часть площадей, которые они используют для оказания услуг, является арендуемыми складами (54%). Примерно 32% складов находятся в собственности у логистов, а оставшиеся 14% – собственные склады компаний.
Партнер, региональный директор департамента индустриальной и складской недвижимости NF Group Константин Фомиченко говорит, что объем заключенных сделок с транспортными и логистическими компаниями пока находится ниже своего потенциала и, безусловно, будет увеличиваться в ближайшие годы. «Это связано с растущей потребностью в оптимизации цепочек поставок и повышением эффективности складской логистики на фоне увеличения товарооборота и развития электронной коммерции. Увеличение доли сделок с транспортно-логистическими операторами в общем объеме сделок будет не только способствовать развитию рынка складской недвижимости, но и внедрению новых технологий и повышению стандартов в отрасли», - добавил он.
В основном компании, обращающиеся за услугами 3PL-операторов, – это крупный (59%) и средний (22%) бизнес. Лидерами в общей структуре занимаемых площадей по сегментам остаются розничная торговля (28%) и FMCG (19%). Сегмент онлайн-торговли продуктами питания (e-grocery) занимает до 9% в общем объеме площадей клиентов 3PL. Суммарно на онлайн-торговлю продовольственными и непродовольственными товарами приходится 16% всех площадей логистических операторов.
С сентября 2023 года тарифы на услуги 3PL-операторов выросли. Самое большое удорожание наблюдалось в части отбора и подготовки товаров к отгрузке (пикингу) (66%) и ручным погрузочно-разгрузочным работам (+59%), что обусловлено ростом затрат на оплату труда. Стоимость услуг по стикеровке увеличилась на 32%, механизированных погрузочно-разгрузочных работ – на 27%. По прогнозам экспертов, стоимость логистических услуг до конца года может вырасти в среднем на 16%.
Авторы: СГ-Онлайн
Теги: