За пять лет доля международных арендаторов в центре Москвы снизилась в два раза

За пять лет доля международных арендаторов в центре Москвы снизилась в два раза

За пять лет доля международных арендаторов в центре Москвы снизилась в два раза. Об этом «Стройгазете» сообщили в компании IBC Real Estate, промониторившей 12 ключевых торговых коридоров столицы – улиц Тверская, Кузнецкий мост, Новый Арбат, Маросейка, Покровка, Петровка, Пятницкая, Мясницкая и Никольская, а также Столешникова, Камергерского и Климентовского переулков.

Так, в 2019 году доля международных арендаторов на центральных торговых улицах Москвы составляла 17%, в 2024 году их количество относительно общей численности арендаторов уменьшилось на 8% – до 9%.

За пять лет торговые помещения в центральных локациях города перестали арендовать такие бренды люксового сегмента, как: Vacheron Constantin, Panerai, Roger Dubuis, Cartier и другие. Закрыли магазины бренды спортивной одежды и обуви – Adidas, New Balance, Nike, а также ритейлеры сегмента массмаркета – H&M и Zara. Некоторые торговые площади, которые ранее занимала Zara, теперь арендует новый международный бренд MAAG, вышедший на российский рынок в 2023 году, а бутик бывшего H&M на Тверской улице занял развивающийся российский бренд Gloria Jeans.

Некоторые международные заведения общественного питания перешли под российское управление и поменяли название: на месте ушедшего Krispy Kreme теперь работает кафе Krunchy Dream, на месте Starbucks – Stars Coffee, поменяли владельцев и другие заведения общественного питания.

Тем не менее, далеко не все международные бренды покинули центральные улицы Москвы – 82 торговых блока по-прежнему заняты зарубежными игроками, для сравнения – в 2019 их было 131, т.е. на 37% больше, чем в текущем году. Среди них бренды нижнего белья Intimissimi, Incanto, Calzedonia, Tezenis, марки одежды и обуви Philipp Plein, Hogl, Benneton, Bontoni, Canali, Falconeri, Max Mara и другие.

На сегодня 17% или 14 из 82 международных брендов остаются приостановленными, т.е. занимают торговые площади, но закрыты для покупателей. К таковым относятся Chanel, Brunello Cucinelly, Gucci, Van Cleef & Aries, Tiffanny&Co, BVLGARI, Tourbillon, Miu Miu, Harry Winston, Prada, Dior, HERMES, Louis Vuitton, Omega.

Что касается уровня вакансии, то на 12 ключевых торговых улицах Москвы он составляет 8%, что на 5% ниже показателя 2023 года и на 1% ниже результата 2019 года. В середине 2022 года доля свободных площадей в этих локациях составляла 15%, а доля временно приостановленных – 2,3%. С 2022, когда международные бренды начали приостанавливать деятельность своих магазинов в России, уровень потенциальной вакансии сократился на 0,9%, а с 2023 года – на 0,5%. За это время торговые площади, где раньше располагались иностранные бутики, активно занимали ритейлеры, причем большинство из них, т.е. 72%, это развивающиеся российские игроки. Например, за последний год на Кузнецком мосту площади бывшего Adidas заняли Lamoda Sport, а на месте ушедшего бренда люксовых часов TAGHeuer теперь находится Sunlight.

«Количество международных брендов на ключевых торговых улицах Москвы за последние пять лет заметно сократилось. Это во многом трансформировало рынок: теперь российские бренды конкурируют между собой и еще только формируют лояльность потребителей. Так, концепты и форматы магазинов становятся одним из важнейших аспектов в создании уникального клиентского опыта. Новые пространства, занимаемые ритейлерами на ключевых улицах Москвы, отличаются особыми архитектурными решениями и креативным наполнением как с точки зрения ассортимента, так и с точки зрения иного, зачастую рекреационного функционала», – отмечает руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай.