В 2022-2023 годах в столичных торговых центрах районного формата введут в эксплуатацию 270,5 тыс. кв. метров площадей, что составит две трети от объема ввода за предыдущие десять лет. Об этом «Стройгазете» сообщили в пресс-службе компании Nikoliers, уточнив, что с 2012 года по 2021 год в Москве было введено почти 406 тыс. «квадратов» площадей в районных проектах.
В компании рассказали, что в предыдущие годы максимальная доля площадей районных ТЦ в общем объеме ввода составляла в среднем 11-15%, а пик пришелся на 2018 год (31%). В 2022 и 2023 годах доля площадей «районников» в общем объеме составит 85% и 45% соответственно. «Рост доли районных проектов связан с устойчивостью такого формата к нестабильным ситуациям, ростом популярности шопинга около дома, а также с дефицитом площадок под строительство крупных объектов в Москве», — прокомментировали специалисты.
По оценкам экспертов, в ближайшие 2-3 года районные торговые центры, а также формат ТПУ, предусматривающий наличие ритейл-проектов, будут формировать основной объем ввода торговой недвижимости в столице. Кроме того, в ближайшее время на рынок торговой недвижимости выйдет ряд новых проектов, расположенных в составе комплексной жилой застройки, которые будут выполнять support-функцию.
В компании отметили, что на фоне «удалекни» во время пандемии популярность районных ТЦ выросла. Доля приостановивших деятельность арендаторов в таких объектах не превышает 10%, поэтому они не потеряли ни в трафике, ни в доходе. Более того, начиная с мая 2022 года в некоторых «районниках» было зафиксировано увеличение трафика. Однако в среднесрочной перспективе есть риск того, что на районные проекты повлияют проблемы компаний-импортеров, которые являются их основными арендаторами. «Например, сейчас мы наблюдаем, что в районных центрах, где масштабно представлен сегмент бытовой техники и электроники, арендаторы этого сегмента обращаются за различными скидками к управляющим компаниям», — пояснили специалисты.
По словам партнера компании Nikoliers Анны Никандровой, в ближайшие годы именно районные торговые центры будут формировать основной объем ввода торговой недвижимости в Москве. «Популярность “районников” у населения объясняется тем, что потребление становится более локальным, покупатели сейчас не обладают большим количеством времени на шопинг, часть потребностей закрывает онлайн-торговля. Таким образом, районные проекты покрывают небольшие локальные запросы, тогда как если покупатель планирует крупный шопинг или намерен совместить шопинг с развлечениями, он выберет крупные торговые центры,», — прокомментировала она.
Ранее «СГ» сообщала, что с начала февральских событий об уходе из России объявили более 15 иностранных брендов, а более 180 брендов заявили о приостановке деятельности. При этом растет число компаний, заявивших о перезапуске или продаже бизнеса локальному менеджменту – таким образом, на рынке продолжают функционирование 17 ретейлеров.