По итогам I квартала 2025 года уровень вакансии в торговых центрах Москвы, открытых в 2023-2025 гг., вырос на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 27%. Об этом «Стройгазете» сообщили в компании IBC Real Estate, добавив, что при этом в целом по рынку вакансия в торговых центрах столицы составляет 8%.
Такая ситуация, по словам экспертов, обусловлена сдержанным спросом на фоне ухода международных брендов, замедления в 2024 году темпов экспансии ретейлеров, удорожания стоимости строительства и отделки помещений, а также смены потребительских привычек в сторону онлайн-торговли.
При этом динамика ввода торговых центров набирает темпы: если в 2023 году объем ввода составил 55 тыс. кв. метров, а в 2024 – 98 тыс. кв. метров, то в 2025 году ожидается ввод около 200 тыс. кв. метров площадей. Однако рост показателя связан с завершением строительства торговых объектов, сроки открытия которых неоднократно переносились с прошлых лет.
«Снижение темпов экспансивного развития ретейлеров, а также изменение потребительских практик ввиду стремительного развития онлайн-ретейла привели к увеличению доли свободных площадей в новых ТЦ Москвы. Тем не менее, потребители продолжают посещать оффлайн-магазины, а ретейлеры стремятся к омниканальности. Именно поэтому развитие оффлайн-розницы все еще является важным направлением для развития бизнеса и в 2025 году мы ожидаем увидеть новые решения по эксплуатации ТЦ, а также креативные идеи от арендаторов», – заключает руководитель департамента исследований и аналитики компании IBC Real Estate Екатерина Ногай.
Такая ситуация, по словам экспертов, обусловлена сдержанным спросом на фоне ухода международных брендов, замедления в 2024 году темпов экспансии ретейлеров, удорожания стоимости строительства и отделки помещений, а также смены потребительских привычек в сторону онлайн-торговли.
При этом динамика ввода торговых центров набирает темпы: если в 2023 году объем ввода составил 55 тыс. кв. метров, а в 2024 – 98 тыс. кв. метров, то в 2025 году ожидается ввод около 200 тыс. кв. метров площадей. Однако рост показателя связан с завершением строительства торговых объектов, сроки открытия которых неоднократно переносились с прошлых лет.
«Снижение темпов экспансивного развития ретейлеров, а также изменение потребительских практик ввиду стремительного развития онлайн-ретейла привели к увеличению доли свободных площадей в новых ТЦ Москвы. Тем не менее, потребители продолжают посещать оффлайн-магазины, а ретейлеры стремятся к омниканальности. Именно поэтому развитие оффлайн-розницы все еще является важным направлением для развития бизнеса и в 2025 году мы ожидаем увидеть новые решения по эксплуатации ТЦ, а также креативные идеи от арендаторов», – заключает руководитель департамента исследований и аналитики компании IBC Real Estate Екатерина Ногай.
Авторы: СГ-Онлайн
Теги: