Российские бренды нарастили присутствие в аутлетах

Российские бренды нарастили присутствие в аутлетах

В период с 2020 года по 2025 год в структуре арендаторов аутлет-центров Москвы и Санкт-Петербурга произошел значительный прирост доли российских брендов на 14 п.п. до 47%. Об этом «Стройгазете» сообщили в пресс-службе консалтинговой компании IBC Real Estate, уточнив, что такая динамика обусловлена высвобождением торговых площадей после массового ухода международных игроков из России в 2022 году. Это дало импульс к активному развитию локальных ритейлеров.

«Сегодня на рынке двух российских столиц представлено восемь аутлетов общей арендопригодной площадью 209 тыс. кв. метров: шесть аутлетов в Москве и два в Санкт-Петербурге. Их средняя арендопригодная площадь составляет 26 тыс. кв. метров», - рассказали эксперты пресс-службы.

В структуре представленности стран в аутлетах двух столиц за последние пять лет произошли существенные изменения. По данным на сентябрь текущего года в составе арендаторов аутлет-центров представлены бренды из 29 стран, в то время как в 2020 году их было 28. На место сокративших присутствие международных игроков в российские аутлеты пришли бренды из Абхазии, Греции, Израиля, Казахстана, Латвии. Произошли изменения и в соотношении представленности стран. Наибольший рост произошел у российских брендов, с 2020 по 2025 года, их количество увеличилось на 14 п.п., а доля присутствия в общем объеме составила 47%.

Несмотря на стремительный рост российских ритейлеров, ТОП-5 стран по представленности брендов в аутлетах спустя пять лет существенно не изменился, самое сильное снижение индикатора пришлось на долю американских брендов - с 12% до 5%.

Изменения фиксируются не только в представленности стран, но и в структуре ценовых сегментов. За прошедшие пять лет доли люксового и среднего ценовых сегментов сократились на 2 п.п. и 6 п.п. соответственно. Именно на этих ценовых категориях сильнее всего сказался массовый уход международных игроков. На фоне закрытия официальных магазинов популярных международных брендов, в России активно начали развиваться мультибрендовые форматы, особенность которых заключается в консолидации различных брендов, в том числе нескольких ценовых сегментов, в одном торговом пространстве. Так доля мультибрендовых магазинов увеличилась на 10 п.п. Новые арендаторы расположились в пространствах, ранее арендуемых ушедшими ритейлерами. Несмотря на изменение представленности стран и ценовых сегментов, в аутлетах двух столиц остается преобладающим fashion-сегмент (59% против 63% в 2020 году).

Структура арендаторов в аутлетах Москвы и Санкт-Петербурга после ухода из России международных брендов не изменилась. Fashion-ритейлеры продолжают занимать больше половины торговых площадей - 59% против 63% в 2020 году, а также их доля значительно превышает долю в классических ТЦ - 59% против 23% соответственно. Это связано со спецификой аутлетов, ключевая функция которых заключается в продаже прошлых коллекций премиальных брендов по сниженным ценам.

На сентябрь 2025 года уровень вакантности в аутлетах составил: 10,9% - в Москве и 9,6% - в Санкт-Петербурге. При этом индикатор различается в зависимости от локации объекта, маркетинговой стратегии и состава арендаторов: минимальный уровень составляет 1%, максимальный - 31%. Стоит отметить, что открытие новых аутлетов в Москве и Санкт-Петербурге в ближайшие годы не прогнозируется, что связано, в первую очередь, с изменением конъюнктуры рынка и снижением посещаемости торговых объектов, а также с высокой стоимостью строительства и отделки, что является общей тенденцией на снижение темпов девелопмента торговых объектов и уходом части международных брендов.

«Несмотря на массовый уход международных игроков из России в 2022 году, формат аутлетов смог успешно адаптироваться к изменениям рынка, что подтверждается умеренным уровнем вакансии. В условиях сохранения сберегательной модели потребления спрос на аутлеты, где представлены брендовые товары со скидкой, стабильно сохраняется», - прокомментировала Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate.

Ранее «Стройгазета» сообщала, что эксперты спрогнозировали снижение объемов ввода ТЦ в Москве.