По итогам I полугодия 2025 года доля районных торговых центров в общем объем качественной торговой недвижимости Москвы составила 5%. Об этом «Стройгазете» сообщили в компании IBC Real Estate, добавив, что за десять лет показатель увеличился на 3 п.п.
Рынок торговой недвижимости Москвы продолжает трансформироваться. Все большей популярностью пользуются ТЦ районного формата – объекты арендопригодной площадью до 10 тыс. кв. метров, расположенные непосредственно в жилых районах или в шаговой доступности от них.
По итогам первого полугодия 2025 года в Москве было введено 95 тыс. кв. метров качественной торговой недвижимости или десять торговых центров, шесть из которых ТЦ районного формата.
За десять лет общий объем районных ТЦ вырос более чем в три раза – до 333 тыс. кв. метров. В то время как объем более крупных ТЦ (окружного, регионального, суперрегионального форматов) увеличился всего в 1,3-1,5 раз. Таком образом, тренд на снижение средней площади ТЦ продолжает свое развитие: если в 2000-2015 показатель находился на уровне 35 тыс. кв. метров, то в 2016-2025 снизился до 21 тыс. кв. метров.
Подобные изменения рынка торговой недвижимости обусловлены сменой паттернов поведения в условиях ускорения темпов жизни. Развитие инфраструктуры города наряду со строительством новых ЖК, особенностью которых является создание «города в городе», позволяет жителям не покидая пределы своего района получать все необходимые товары и сервисы. Особую роль в сокращении размеров ТЦ сыграло стремительное развитие онлайн-ретейла, которое привело к снижению востребованности больших ТЦ традиционного формата. Потребители все чаще совершают покупки через интернет-магазины, что снижает необходимость посещения крупных торгово-развлекательных комплексов. Поэтому застройщики стремятся создавать районные ТЦ, которые находятся в шаговой доступности и предлагают потребителям разнообразный спектр услуг.
Районные ТЦ привлекательны и для инвесторов в связи с высокой окупаемостью в период экономических изменений. Важной характеристикой районных ТЦ выступает диверсифицированный состав арендаторов, в который входят продовольственные магазины, аптеки, предприятия бытового обслуживания и сферы развлечений. Кроме того, строительство районных объектов требует меньших инвестиций в объект. Более низкие капиталовложения снижают финансовые риски и повышают инвестиционную привлекательность объектов в условиях рыночной неопределенности.
«В условиях стремительного развития онлайн-ритейла значительно меняется модель офлайн-потребления, что неизбежно трансформирует формат торговых центров. Тенденцией последних лет является уменьшение площади торговых объектов и трансформация форматов, на что указывает рост доли районных ТЦ. Девелоперы отдают предпочтение многофункциональным объектам небольшого формата, арендаторы которых удовлетворяют актуальные потребности жителей соседних районов», – комментирует руководитель департамента исследований и аналитики компании IBC Real Estate Екатерина Ногай.
Рынок торговой недвижимости Москвы продолжает трансформироваться. Все большей популярностью пользуются ТЦ районного формата – объекты арендопригодной площадью до 10 тыс. кв. метров, расположенные непосредственно в жилых районах или в шаговой доступности от них.
По итогам первого полугодия 2025 года в Москве было введено 95 тыс. кв. метров качественной торговой недвижимости или десять торговых центров, шесть из которых ТЦ районного формата.
За десять лет общий объем районных ТЦ вырос более чем в три раза – до 333 тыс. кв. метров. В то время как объем более крупных ТЦ (окружного, регионального, суперрегионального форматов) увеличился всего в 1,3-1,5 раз. Таком образом, тренд на снижение средней площади ТЦ продолжает свое развитие: если в 2000-2015 показатель находился на уровне 35 тыс. кв. метров, то в 2016-2025 снизился до 21 тыс. кв. метров.
Подобные изменения рынка торговой недвижимости обусловлены сменой паттернов поведения в условиях ускорения темпов жизни. Развитие инфраструктуры города наряду со строительством новых ЖК, особенностью которых является создание «города в городе», позволяет жителям не покидая пределы своего района получать все необходимые товары и сервисы. Особую роль в сокращении размеров ТЦ сыграло стремительное развитие онлайн-ретейла, которое привело к снижению востребованности больших ТЦ традиционного формата. Потребители все чаще совершают покупки через интернет-магазины, что снижает необходимость посещения крупных торгово-развлекательных комплексов. Поэтому застройщики стремятся создавать районные ТЦ, которые находятся в шаговой доступности и предлагают потребителям разнообразный спектр услуг.
Районные ТЦ привлекательны и для инвесторов в связи с высокой окупаемостью в период экономических изменений. Важной характеристикой районных ТЦ выступает диверсифицированный состав арендаторов, в который входят продовольственные магазины, аптеки, предприятия бытового обслуживания и сферы развлечений. Кроме того, строительство районных объектов требует меньших инвестиций в объект. Более низкие капиталовложения снижают финансовые риски и повышают инвестиционную привлекательность объектов в условиях рыночной неопределенности.
«В условиях стремительного развития онлайн-ритейла значительно меняется модель офлайн-потребления, что неизбежно трансформирует формат торговых центров. Тенденцией последних лет является уменьшение площади торговых объектов и трансформация форматов, на что указывает рост доли районных ТЦ. Девелоперы отдают предпочтение многофункциональным объектам небольшого формата, арендаторы которых удовлетворяют актуальные потребности жителей соседних районов», – комментирует руководитель департамента исследований и аналитики компании IBC Real Estate Екатерина Ногай.
Авторы: СГ-Онлайн
Теги: