Решение правительства Москвы исключить классические склады (Big Box) из перечня объектов, подпадающих под льготы при смене вида разрешенного использования, вынудит девелоперов переориентироваться на сегмент light industrial с долей складских помещений не более 25%. Такое мнение высказал управляющий директор компании Skladman USG Евгений Нумеров, отметив, что такие шаги потребуются игрокам рынка, чтобы сохранить свое участие в программе создания мест приложения труда (МПТ).
«Поскольку это непрофильное направление для многих застройщиков, возможны ошибки в оценке рыночной емкости», - указал Евгений Нумеров.
По его словам, в Московском регионе уже реализуется около 2,5 млн кв. метров объектов light industrial, и их массовый ввод может оказать давление на арендные ставки. Средний текущий уровень аренды внутри МКАД и в зоне last mile составляет порядка 25 тыс. рублей за кв. метр (без НДС), однако при избыточном предложении через два года в менее востребованных локациях ставки могут снизиться.
«Девелоперам жилья проще было построить один склад для 3PL-оператора, чем искать множество арендаторов на блоки от 1 тыс. кв. метров. Неопытные игроки могут начать массово возводить однотипные объекты и одновременно выводить их на рынок, что спровоцирует падение ставок в борьбе за клиентов», —считает Евгений Нумеров.
Выходом, по его мнению, станет разнообразие концепций, включая многофункциональные многоэтажные комплексы. «В Турции, например, существуют объекты light industrial с торговыми площадями и парковками на верхних уровнях. Возможны также фитнес-зоны, SPA, термы и другие сервисы. На спрос влияют архитектурная концепция и благоустроенная территория», — пояснил эксперт.
Еще одним трендом станет двукратный рост цен на землю в зоне last mile (сейчас 0–5 км от МКАД, 120 млн рублей за гектар). Размещение легких производств требует хорошей транспортной доступности, поэтому оптимальны локации в Москве или в пределах 10 км от кольцевой автодороги.
«Многоэтажные склады востребованы у компаний в сфере e-commerce, для которых критична близость к столице. Именно поэтому стоимость промышленных земель в зоне last mile в ближайшие годы вырастет в разы», — резюмировал Евгений Нумеров.
Ранее «Стройгазета» сообщала, что строительство Light Industrial по итогам I квартала 2025 года в Московском регионе упало более чем на половину.
«Поскольку это непрофильное направление для многих застройщиков, возможны ошибки в оценке рыночной емкости», - указал Евгений Нумеров.
По его словам, в Московском регионе уже реализуется около 2,5 млн кв. метров объектов light industrial, и их массовый ввод может оказать давление на арендные ставки. Средний текущий уровень аренды внутри МКАД и в зоне last mile составляет порядка 25 тыс. рублей за кв. метр (без НДС), однако при избыточном предложении через два года в менее востребованных локациях ставки могут снизиться.
«Девелоперам жилья проще было построить один склад для 3PL-оператора, чем искать множество арендаторов на блоки от 1 тыс. кв. метров. Неопытные игроки могут начать массово возводить однотипные объекты и одновременно выводить их на рынок, что спровоцирует падение ставок в борьбе за клиентов», —считает Евгений Нумеров.
Выходом, по его мнению, станет разнообразие концепций, включая многофункциональные многоэтажные комплексы. «В Турции, например, существуют объекты light industrial с торговыми площадями и парковками на верхних уровнях. Возможны также фитнес-зоны, SPA, термы и другие сервисы. На спрос влияют архитектурная концепция и благоустроенная территория», — пояснил эксперт.
Еще одним трендом станет двукратный рост цен на землю в зоне last mile (сейчас 0–5 км от МКАД, 120 млн рублей за гектар). Размещение легких производств требует хорошей транспортной доступности, поэтому оптимальны локации в Москве или в пределах 10 км от кольцевой автодороги.
«Многоэтажные склады востребованы у компаний в сфере e-commerce, для которых критична близость к столице. Именно поэтому стоимость промышленных земель в зоне last mile в ближайшие годы вырастет в разы», — резюмировал Евгений Нумеров.
Ранее «Стройгазета» сообщала, что строительство Light Industrial по итогам I квартала 2025 года в Московском регионе упало более чем на половину.
Авторы: СГ-Онлайн
Теги: