Условия, в которых функционирует рынок FM-услуг, редко бывают комфортными для игроков, однако в 2024 году концентрация неблагоприятных факторов усилилась. Как компании снижают финансовые риски «Стройгазете» рассказали в MD Facility Management.
Первый способ - расширение «спектра» объектов. Дифференцированный подход к формированию клиентского портфеля актуален всегда, но особенно это важно в периоды нестабильности на рынке. «Так, портфель крупных FM-операторов включает офисную, торговую, гостиничную недвижимость, производственно-складские помещения, образовательные учреждения, выставочные комплексы. Кроме того, объекты в управлении отличаются по видам собственности: в частности, растет доля госсектора, компаний с государственным участием», - отметил операционный директор MD Facility Management Борис Мезенцев.
Эксперт также советуют обратить на этапы вхождения в проекты. Стандартный вариант — управляющие компании заходят на объект после завершения строительства. Но на стадии возведения или даже проектирования, по его словам, они нужны не меньше. Вхождение в проекты на ранней стадии готовности и сопровождение их на всем «жизненном пути» становится востребованной услугой. В перспективе, скорее всего, будет распространена ситуация, когда фасилити-оператор приходит в проект «с нуля» и остается в нем вплоть до сноса здания. При этом естественно, что компании управляющие объектом, могут менять.
Борис Мезенцев обращает также внимание на то, что даже если собственник не планирует постоянно пользоваться услугами привлеченных FM-специалистов, периодически их консультации необходимы. Это может быть FM-консалтинг на этапе строительства либо FM-аудит готового объекта. Специалисты оценивают техническое состояние объекта, организацию оказания услуги, анализируют расходы на профессиональную уборку, охрану, обслуживание инженерной инфраструктуры, коммунальные ресурсы, ремонты и т.д. По результатам такой оценки формируется отчет, который отражает существующие риски для собственника, а также варианты повышения эффективности работы управляющей компании, пути оптимизации затрат.
Крупные FM-компании давно используют собственные автоматизированные системы, позволяющие планировать и контролировать обслуживание инженерной инфраструктуры, формировать историю объекта, осуществлять управление персоналом и решать другие задачи. Некоторые игроки внедрили автоматизацию на своих объектах много лет назад. К настоящему времени они отладили ПО и расширили его функционал. Это позволяет им сейчас продавать IT-продукты коллегам по рынку, проводить обучение и оказывать услуги технической поддержки.
«Вызовы 2024 года — это ставший уже традиционным резкий рост себестоимости услуг и дополнивший его рост ставок по кредитам — заставляют FM-компании искать дополнительные направления развития. Эта диверсификация бизнеса помогает им стабилизировать финансовую ситуацию в основной сфере деятельности», — подчеркнул Борис Мезенцев.
Первый способ - расширение «спектра» объектов. Дифференцированный подход к формированию клиентского портфеля актуален всегда, но особенно это важно в периоды нестабильности на рынке. «Так, портфель крупных FM-операторов включает офисную, торговую, гостиничную недвижимость, производственно-складские помещения, образовательные учреждения, выставочные комплексы. Кроме того, объекты в управлении отличаются по видам собственности: в частности, растет доля госсектора, компаний с государственным участием», - отметил операционный директор MD Facility Management Борис Мезенцев.
Эксперт также советуют обратить на этапы вхождения в проекты. Стандартный вариант — управляющие компании заходят на объект после завершения строительства. Но на стадии возведения или даже проектирования, по его словам, они нужны не меньше. Вхождение в проекты на ранней стадии готовности и сопровождение их на всем «жизненном пути» становится востребованной услугой. В перспективе, скорее всего, будет распространена ситуация, когда фасилити-оператор приходит в проект «с нуля» и остается в нем вплоть до сноса здания. При этом естественно, что компании управляющие объектом, могут менять.
Борис Мезенцев обращает также внимание на то, что даже если собственник не планирует постоянно пользоваться услугами привлеченных FM-специалистов, периодически их консультации необходимы. Это может быть FM-консалтинг на этапе строительства либо FM-аудит готового объекта. Специалисты оценивают техническое состояние объекта, организацию оказания услуги, анализируют расходы на профессиональную уборку, охрану, обслуживание инженерной инфраструктуры, коммунальные ресурсы, ремонты и т.д. По результатам такой оценки формируется отчет, который отражает существующие риски для собственника, а также варианты повышения эффективности работы управляющей компании, пути оптимизации затрат.
Крупные FM-компании давно используют собственные автоматизированные системы, позволяющие планировать и контролировать обслуживание инженерной инфраструктуры, формировать историю объекта, осуществлять управление персоналом и решать другие задачи. Некоторые игроки внедрили автоматизацию на своих объектах много лет назад. К настоящему времени они отладили ПО и расширили его функционал. Это позволяет им сейчас продавать IT-продукты коллегам по рынку, проводить обучение и оказывать услуги технической поддержки.
«Вызовы 2024 года — это ставший уже традиционным резкий рост себестоимости услуг и дополнивший его рост ставок по кредитам — заставляют FM-компании искать дополнительные направления развития. Эта диверсификация бизнеса помогает им стабилизировать финансовую ситуацию в основной сфере деятельности», — подчеркнул Борис Мезенцев.
Авторы: СГ-Онлайн
Теги: