По итогам девяти месяцев 2022 года суммарный ввод торговых площадей в Москве составил 64,3 тыс. кв. метров, что на 61,5% ниже показателя аналогичного периода 2021 года. Об этом «Стройгазете» сообщили в компании NF Group (ранее Knight Frank Russia).
Всего с начала текущего года в столице были открыты четыре торговых комплекса половина из которых были техническими: ТЦ Discovery (GLA – 17,5 тыс. кв. метров); ТЦ «Нагорный» (GLA – 12 тыс. кв. метров); ТЦ «Байконур» (GLA – 8,6 тыс. кв. метров); МФК «Солнце Москвы» (GLA – 26,3 тыс. кв. метров).
Средний уровень вакантности в торговых центрах Москвы увеличился за три квартала на 1,5% до 14,5%. При ухудшении геополитической ситуации возможен рост уровня вакантности до 17% к концу года.
Как отметила региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева, рост доли свободных площадей обусловлен оптимизацией торговых точек ретейлеров, столкнувшихся с негативным влиянием пандемии и февральских событий, и уходом международных брендов, занимавших большие площадки в крупных торговых объектах столицы. «Несмотря на это, пустующие помещения постепенно начинают заполняться новыми арендаторами, что сдерживает выход большого числа площадей на рынок. Один из способов заполнения крупных блоков, которые чаще всего высвобождаются, – дробление на небольшие помещения, что повышает их привлекательность для потенциальных арендаторов и снижает операционные и капитальные затраты», - прокомментировала она.
Максимальные базовые ставки аренды приходятся на помещения в зоне фуд-кортов и «островной» торговли в действующих крупных объектах с высоким трафиком и могут достигать 180 тыс. рублей за кв. метр в год, в районных – до 100 тыс. рублей за кв. метр в год.
Ранее «СГ» сообщала, что с апреля по сентябрь 2022 года объем свободных помещений в торговых центрах российских городов-миллионников увеличился на 12,64% или на 730 объектов.