В 2025 году средний бюджет покупки машино-места в городах-миллионниках достиг 1,3 млн рублей, что на 20% выше, чем в 2024 году. Об этом «Стройгазете сообщили в пресс-службах компаний MACON и «Талан», уточнив, что в городах с населением менее миллиона человек стоимость места в паркинге за год выросла на 10% и составила 1,1 млн рублей.
Эксперты отметили, что цены на машино-места росли быстрее, чем на квартиры. Так, за год стоимость квартир в российских городах увеличилась в пределах 7-9%. При этом в среднем бюджет покупки машино-места составляет 17% от стоимости квартиры.
По данным аналитиков, более 60% жилых комплексов в российских городах с населением свыше 500 тыс. человек имеют организованный подземный или многоуровневый паркинг. В остальных проектах покупатели квартир довольствуются только местами на придомовой территории.
На декабрь 2025 года выше всего доля проектов с организованным паркингом в строящихся жилых комплексах Барнаула (95%), Владивостока (92%), Москвы (87%), Ставрополя (86%), Казани (82%) и Ростова-на-Дону (82%). Сложнее всего купить собственное машино-место вместе с квартирой в Балашихе, Ярославле и Ульяновске: в этих городах из каждых 100 строящихся проектов организованный паркинг имеется менее чем в 15.
В тех жилых комплексах, где имеется организованный паркинг, на каждые 100 квартир в среднем приходится 36 машино-мест. Лидерами по обеспеченности являются Тольятти (66 мест на 100 квартир), Самара (66), Казань (65), Севастополь (62) и Хабаровск (56). Самое низкое число машино-мест — в Омске (22), Ижевске (18), Махачкале (17), Новокузнецке (15), Оренбурге (12) и Балашихе (4).
По словам коммерческого директора компании «Талан» Натальи Гарифуллиной, уровень обеспеченности машино-местами в городе зависит от градостроительных нормативов и строгости их соблюдения, качественных характеристик и преобладающего класса жилья, масштаба комплексов, а также от уровня доходов и платежеспособности покупателей. «Это во многом объясняет тот факт, что чем крупнее город, тем выше доля жилых комплексов с организованным паркингом и выше обеспеченность машино-местами. В городах с населением от миллиона человек на 100 квартир приходится в среднем 39 мест паркинга, а в прочих крупных городах их на 15% меньше – 33 места», — прокомментировала она.
В 2025 году в домах на стадии строительства на каждые 100 проданных квартир пришлось только 15 проданных машино-мест. При этом к моменту ввода жилого комплекса паркинг оказывается в среднем реализован только на 40-45%. Основной же объем продаж машино-мест традиционно приходится на период после сдачи. Во многом это связано с высокой долей ипотечных сделок, в связи с чем новым владельцам квартир требуется время на то, чтобы накопить требуемую сумму на приобретение паркинга.
Ранее главный архитектор ГК «БЭЛ Девелопмент» Алексей Мирошкин рассказал «Стройгазете», что для застройщиков внедрение зарядных станций — не просто способ следовать моде, а реальная возможность увеличить стоимость недвижимости и расширить базу клиентов.