В 2024 году в Москве вернется спрос на офисы без отделки в состоянии shell&core. Об этом «Стройгазете» сообщили в компании West Wind Group, уточнив, что основная причина — в «вымывании» лотов с ремонтом и дефиците качественных помещений, соответственно, бизнесу ничего не останется, кроме как снова обратить внимание на офисы «в бетоне».
В последние два года офисы без отделки были не популярны среди покупателей и арендаторов. В 2022 году спрос резко сместился на лоты с отделкой, а в 2023-м к популярным требованиям добавилась мебель.
Бизнес-центры, где помещения вводились в состоянии shell&core, в 2022-2023 гг. оставались незаполненными, сделки в них почти прекратились. Более того, по таким лотам весной и летом 2022 года арендаторы массово расторгали ранее заключенные договоры. Во многом это связано с тем, что договоры были заключены с западными компаниями, а они покинули Россию. Однако была и другая часть арендаторов — те, кто остался в стране, но вариант shell&core им уже не подходил.
В основном именно уход западных игроков и подтолкнул российские компании к переосмыслению своих требований к деловым пространствам. Европейские и американские организации занимали офисы высокого класса. Они, помимо прочих плюсов, имели хорошую отделку, и в целом по соотношению цена-качество оказались привлекательным предложением. Спрос на готовые комфортабельные помещения стал массовым и привел к их быстрому «вымыванию».
«Покупатели и арендаторы сместили фокус на новые, недавно сданные, бизнес-центры, в которых предлагались лоты под ключ. Однако объектов, которые открылись в 2023 году и заявлены на 2024-й, недостаточно, чтобы удовлетворить спрос. Сейчас уже заметен дефицит качественного предложения, и он будет нарастать», — считает руководитель коммерческого департамента West Wind Group Елизавета Ильюхина.
Эксперты говорят, что офисы без ремонта, которые пустовали с 2022 года, в ближайшие месяцы начнут заполняться. Запрос на готовые решения по-прежнему будет актуален, но трансформируется под реалии рынка. Покупатели и арендаторы станут чаще, чем в 2022-2023 гг., привлекать дизайнеров и fit-out компании. Возможно, эти услуги как дополнительное направление начнут развивать собственники БЦ.