Ключевыми рисками потребительского рынка является его сжатие и рост закредитованности населения, в связи с чем доходы собственников торговых центров (ТЦ) могут снизиться в среднем на 10-15%. Об этом журналистам сообщила руководитель департамента исследований и аналитики CMWP Татьяна Дивина, отметив еще одну тенденцию: снижается спрос на склады со стороны непродуктового ретейла.
По словам эксперта, возможностями для развития потребительского рынка может стать развитие брендов массмаркета, при этом замещение ушедших брендов идет активнее, чем предполагалось. Помимо этого, к рационализму в тратах населения еще с 2020 года ретейл-операторы стали привыкать, применяя все больше технологий для обеспечения стабильного спроса на свои товары: больше впечатлений в рознице, больше фокуса на сервисах и их качестве, омниканальность. К тому же, онлайн-торговля поддерживает складской рынок.
«По структуре расходов, сумма наличных на руках и на депозитах выросла практически в два раза. Если мы сравниваем 2022 год с 2021, то с 4% до 7%. То есть люди сберегают, держат деньги на руках. Кстати, интересное отличие от 2020 года. В принципе, аналогичная ситуация неопределенности, когда людям сложно планировать. При этом, если в 2020 году, они отдавали кредиты и старались максимально снизить кредитную нагрузку, то сейчас, наоборот, оставляют кредиты и стараются придерживать наличные на руках. И здесь два ключевых вывода. Первый: как мы всегда говорим, рост закредитованности забирает деньги из потребрынка, из розничной торговли. Но, с другой стороны, накопление наличных, говорит о том, что деньги есть, и у тех же ретейлеров есть потенциальная возможность как-то стимулировать потребителей к тратам», - добавила Татьяна Дивина.
Ранее «Стройгазета» сообщала, что на конец февраля 2023 года в Москве на стадии строительства находятся проекты торговых центров площадью более 500 тыс. кв. метров, из них к вводу в 2023 году заявлено 250 тыс. «квадратов».