В 2023 году за содержание торговых и торгово-развлекательных центров в Москве игрокам рынка придется заплатить, как минимум, на 210 млн рублей больше, чем в 2022 году. Об этом «Стройгазете» сообщили в компании MD Facility Management, уточнив, что при прогнозируемом аналитиками компании NF Group росте вакансии в торговых центрах до 16-17% значительная часть расходов ляжет на плечи собственников объектов.
Как отметил операционный директор MD Facility Management Борис Мезенцев, пустующие площади – головная боль владельцев ТЦ не только потому, что они не приносят прибыли, но еще и потому, что их все равно приходится обслуживать. «Даже если исключить необходимость уборки, техническая эксплуатация и охрана им нужны постоянно», – говорит эксперт.
В торговом центре площадью 50 тыс. кв. метров при отсутствии арендаторов годовая стоимость FM-услуг составит 39-46 млн рублей (техническая эксплуатация 21-24 млн рублей за год, профессиональная уборка – 15-18 млн рублей, охрана – 3-4 млн рублей).
В районном торговом центре площадью 15-20 тыс. кв. метров базовая ставка обслуживания в пересчете на квадратный метр увеличивается примерно на 15%. «Это объясняется тем, что не все затраты сокращаются строго пропорционально площади. В первую очередь это касается управленческих затрат руководителей направлений по технической эксплуатации и основных средств», – поясняет Борис Мезенцев.
С учетом наценки за «мелкий формат» рост рынка FM-услуг в торговом сегменте Москвы составит 135-159 млн рублей в год. Такова суммарная стоимость обслуживания новых торговых площадей без арендаторов. Но это еще не все, платить придется и по счетчикам. Потребление тепла, электроэнергии, воды суммарно обойдется примерно в 75 млн рублей.
Ранее «Стройгазета» сообщала, что в 2022 году в Москве открылось шесть торговых центров.