В 2023 году объем импорта мебели в РФ вырос на 21%, достигнув 128 млрд рублей, в то время как объем экспорта снизился на 6%, до 29 млрд рублей. Об этом «Стройгазете» сообщили в пресс-службе Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР), уточнив, что благоприятная экономическая конъюнктура способствует росту импорта мебели, в том числе и из некоторых недружественных стран.
Специалисты рассказали, что волатильность курса рубля, ввод новых санкций недружественных стран и сложности в логистике не помешали иностранным компаниям наращивать поставки мебели в Россию. В 2023 году Китай, Белоруссия, Германия и Италия стали лидерами по объему импорта мебели в Россию, причем две последние страны наиболее значительно усилили свое присутствие.
Мебельщики из Италии увеличили свою долю в экспортных поставках с 8,1% до 8,7% и повысили импорт с 122,3 млн до 130,7 млн долл., а германские мебельщики — с 4,3% до 6,3%, или с 64,9 млн до $94,4 млн долл. Также более чем в два раза выросла доля мебели из Австрии — с 0,5% до 1,1% (с 7,2 млн до 16,9 млн долл.). Китай увеличил свою долю на российском рынке с 38,4% до 44,4% (с 579,8 млн до 670,7 млн долл.), а мебельщики Беларуси незначительно снизили продажи — с 368,7 млн до 354,2 млн долл. (их доля уменьшилась с 24,4% до 23,5%).
По данным АМДПР, в 2023 году объем импорта мебели увеличился на 21%, со 106 млрд до 128 млрд рублей (или до 1513,6 млн долл.). В ассоциации подсчитали, что всего из России в экономику недружественных стран в 2023 году ушло 332,9 млн долл. С другой стороны, российский экспорт за год сократился на 6%, с 31 млрд до 29 млрд рублей, что произошло из-за бойкота отечественной продукции одними странами и применением фактически заградительных таможенных пошлин другими.
Генеральный директор АМДПР Тимур Иртуганов считает, что для исправления ситуации необходимо ввести полный запрет импорта мебели из недружественных стран и повысить пошлины для остальных стран, кроме государств ЕАЭС. «Данная мера позволит прекратить игру в одни ворота, когда иностранные производители спокойно наращивают импорт, а нам власти этих стран либо запрещают экспортировать, либо облагают нашу мебель высокими пошлинами», — пояснил он.
Тимур Иртуганов привел пример: средняя ставка на ввоз мебели из России в Турцию превышает 30%, в то время как пошлина на экспорт из Турции в Россию составляет всего 9-12%. В Саудовской Аравии, Иордании, Марокко, Египте пошлина на российскую мебель составляет от 30% до 60%. «Также непонятно, почему мы должны дарить такой объем российского рынка странам, которые бойкотируют нашу продукцию?», — задается вопросом эксперт.
По оценкам АМДПР, введение таких ограничений приостановит рост импорта, возобновившегося в 2023 году. «Конкуренция со стороны иностранных производителей приводит к вытеснению российских мебельщиков с нашего внутреннего рынка. Так, доля импорта на нашем мебельном рынке, если считать в рублях, за год выросла с 23% до 27%. Она будет расти и дальше, если не поддержать отрасль, — продолжает Тимур Иртуганов. — Кроме того, повышение пошлин увеличит объемы налоговых отчислений. Только прямые потери государства из-за беспрепятственного допуска на российский рынок мебели из недружественных стран мы оцениваем более чем в 30 млрд рублей в год».
Генеральный директор Первой мебельной фабрики, президент АМДПР Александр Шестаков отметил, что отечественные мебельщики адаптировались к новой ситуации, мощности крупнейших производителей недозагружены, и они по-прежнему готовы выпускать качественную мебель на современном оборудовании. «Поэтому от уменьшения доли иностранных компаний потребитель не пострадает», — заключил он.
Ранее «Стройгазета» сообщала, что Минстрой России подготовил поправки в Федеральный закон о долевом строительстве, предусматривающие для покупателей жилья на первичном рынке возможность включать встроенную мебель в договор долевого участия и в сумму ипотечного кредита. В случае принятия законопроекта отечественный мебельный рынок дополнительно вырастет минимум на 5%.