Деревообработчики и мебельщики предложили новый формат отношений с маркетплейсами

Деревообработчики и мебельщики предложили новый формат отношений с маркетплейсами

Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающий промышленности (АМДПР) предложила маркетплейсам и производителям мебели принять участие в работе над коллективным договором, который обеспечит защиту интересов отрасли. Об этом «С Стройгазете» сообщили в пресс-службе ассоциации, добавив, что это позволит выровнять дисбаланс в отношениях между крупными платформами и бизнесом, не нарушая условий конкуренции.

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли обороты онлайн-продаж в категории «мебель и товары для дома» в 2024 году увеличились с 1 трлн рублей до 1,33 трлн рублей.
По оценке АМДПР, доля онлайн-продаж мебели через маркетплейсы превышает 30% (100–150 млрд рублей с учетом B2B, B2G и госзакупок) и может достичь 40% уже к 2026 году.

«Без регулирования возможен уход с рынка до 15% некрупных производителей, производящих мебель преимущественно в сегментах «средний» и «эконом-плюс», что ударит по качеству и имиджу отрасли. Ситуация рискует повторить опыт такси или ретейла, где подобным образом были вытеснены добросовестные игроки, — считает гендиректор Первой мебельной фабрики и президент АМДПР Александр Шестаков. — С другой стороны, коллективный договор может установить понятные правила работы с маркетплейсами: от возвратов и штрафов до условий приемки. Это снизит риски производителей и уменьшит число конфликтов».

По оценке гендиректора INFOLine-Аналитика Михаила Бурмистрова, маркетплейсы обеспечивают около 30% розничных продаж мебели. Он подчеркивает, что в 2020 году они стали ключевым каналом сбыта, особенно для малых производителей, благодаря доступу к широкой аудитории. Выход на онлайн-площадки позволил производителям масштабировать бизнес и получить доступ к широкой аудитории по всей стране. Но с усилением позиций маркетплейсов их давление на поставщиков растет, что вызывает обеспокоенность у производителей. «Рынок осознает необходимость регулирования и юридической защиты, — отмечает управляющий партнёр юридической компании «Практика для Практиков» Андрей Королёв. — Но продвигать такие изменения крайне сложно, у маркетплейсов больше возможностей влиять на регуляторные процессы».

Сейчас маркетплейсы и офлайн-ретейлеры конкурируют на равных, но правовое регулирование онлайн-продаж остаётся фрагментарным. По данным АМДПР, условия работы на маркетплейсах часто устанавливаются односторонне, без гарантий и компенсаций для производителей, что создает высокие риски для последних. Производители мебели оказались в уязвимом положении: оферты маркетплейсов меняют в одностороннем порядке, они не всегда предусматривают компенсации за поврежденный или утерянный товар, распространены автоматические штрафы, списания и неожиданные изменения условий поставки.

В АМДПР отмечают, что сформировавшийся порядок работы привел к тому, что крупные производители либо не работают с маркетплейсами, либо делают это ограниченно, предпочитая самостоятельно выстраивать сбыт. Наиболее уязвимы мелкие компании: в нынешних условиях снижения спроса на мебель они готовы соглашаться на любые условия, чтобы сохранить оборот и загрузку производства. Маркетплейсы ориентированы на оборот и минимальную наценку, поэтому основным спросом пользуется продукция эконом-сегмента — свыше 70% продаж, по данным АМДПР. Качественная мебель «эконом-плюс» и выше представлена слабо, что в итоге формирует у потребителей искажённый образ российской мебели как низкокачественной.

«Маркетплейсы дают нам менее 2% выручки, — говорит руководитель департамента Lazurit Оксана Смагина. — Мы вышли на них в 2020 году во время пандемии. Их преимущество — логистика, особенно в удалённые регионы. Сложности работы с маркетплейсами связаны, в основном, с возвратами, повреждением товара и ростом комиссий. Перед выходом на этот рынок советуем заранее учитывать эти факторы, просчитывать юнит-экономику и так оценивать рентабельность».

«Мы начали активную работу с маркетплейсами после пандемии, — говорит гендиректор компании «Феликс» Андрей Михайлов. — Сейчас на них приходится менее 10% продаж, основной рынок — госконтракты. Но мы видим потенциал и развиваем это направление». Для эффективной работы, по словам Андрея Михайлова, необходима команда, контролирующая ключевые параметры, влияющие на рентабельность.

«Новичкам рискованно строить бизнес только на e-commerce, — подчеркивает Андрей Королёв. — Даже при стабильных продажах оферты, сбои или задержки выплат могут резко изменить ситуацию». Он подчёркивает, что у маркетплейсов — сильное лобби, а производители разобщены и не всегда способны отстаивать свои интересы. Добиться компенсации в досудебном порядке сложно, но суды часто встают на сторону продавцов при наличии корректных документов.

В АМДПР отмечают, что участие маркетплейсов в разработке коллективного договора также отвечает и их интересам. Это снижает репутационные риски — платформы часто критикуют за непрозрачность условий, рост комиссий и логистические сбои. Добровольная саморегуляция может стать альтернативой жёсткому госрегулированию. Кроме того, участие в инициативе открывает доступ к крупным поставщикам. «Многие производители избегают маркетплейсов из-за невыгодных условий. Прозрачный договор поможет выстроить партнёрские отношения», — считает Александр Шестаков.

АМДПР направила предложения о совместной работе над коллективным договором маркетплейсам Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркету» и «СберМегаМаркету».