Компания VOS’HOD завершила реставрацию росписи Джованни Батиста Скотти (1776-1830), живописца эпохи русского классицизма и ампира. Об этом «Стройгазете» сообщили в пресс-службе девелопера, уточнив, что роспись расположена в объекте культурного наследия середины XVIII века – комплексе с резиденциями Cheval Court, ранее – здании Мастерового двора Придворного конюшенного ведомства в Санкт-Петербурге.
Это одна из нескольких сохранившихся подлинных работ мастера, за свою карьеру расписавшего интерьеры императорских дворцов и частных резиденций – Зимнего, Таврического, Елагина, Михайловского, Павловского, а также зданий Адмиралтейства и Главного штаба. Сейчас большинство из его росписей утрачены.
Плафон, падуга и фриз в помещении исторической Присутственной комнаты главного корпуса конторы Придворного конюшенного ведомства датируется 1822 годом и представляет собой росписи, выполненные в технике клеевой живописи. По словам реставраторов, для монументальных декораций Санкт-Петербурга в целом характерно использование клеевой живописи на известковой штукатурке, а также использование легких тонких хлопковых холстов, на которых выполнялся рисунок – миткалей, с последующей их установкой на стены и потолки. В центре плафона – круг с эмблемами 12 знаков Зодиака, далее по четырем сторонам размещены панно, выполненные темперой на холстах, каждое из которых соответствует временам года. Этот сюжет пользовался широкой популярностью на протяжении XVIII–XIX веков. Остальная роспись, включающая разнообразные декоративные элементы на падуге и фризе – доспехи, трофеи, знамена, венки, конские головы и разнообразные геометрические и растительные орнаменты, выполнена по штукатурному основанию в клеевой технике с элементами бликовки золотом. Плафон и падугу отделяет от фриза лепной гипсовый карниз с элементами золочения.
«Для VOS’HOD вопрос бережного сохранения исторического наследия в своих проектах является одним из первостепенных, так как в портфеле компании несколько памятников истории и культуры – здание Центрального телеграфа на Тверской в стиле рациональный модерн и двухсотлетняя деревянная усадьба купца Масягина в Москве. Реставрируя знаковые образцы живописи и архитектуры, которые являются частью нашего культурного кода, мы возвращаем их в контекст современной жизни, тем самым они продолжают оставаться частью культурной среды города и истории», – отметила управляющий партнер девелоперской компании VOS’HOD Марина Руднева.
До реставрации, которая началась осенью 2022 года, роспись и декоративные элементы были в неудовлетворительном состоянии. Многочисленные перестройки здания, стихийная эксплуатация различными организациями не могли не отразиться на состоянии живописного убранства памятника. За время своего существования потолок сильно страдал от многочисленных протечек и частых ремонтных работ, что стало причиной повреждения штукатурного и красочного слоёв. До настоящего времени реставрационные работы на объекте проводились в 1996 году, а до этого – в 1953-м. На основании лабораторных исследований, а также съемки в ультрафиолетовом и инфракрасном свете эксперты подтвердили подлинность одного из четырех панно Скотти и живописной композиции росписи.
В процессе реставрационных работ с помощью исторических фотографий, а также одного из четырех сохранившихся холстов (миткаль), были воссозданы три недостающие живописные композиции, в цвете и тоне, приближенном к авторскому. На отдельных живописных элементах и орнаментах заново сделана бликовка твореным золотом по технологии XIX века. Также было отреставрировано штукатурное покрытие стен, расчищен и отреставрирован лепной декор карниза, воссоздана позолота. На оконных откосах и подоконниках отреставрирован оселковый мрамор с докомпоновкой в исторической технике. Таким образом, после полного комплекса реставрационных мероприятий одна из уникальных сохранившихся росписей Скотти приобрела законченный вид.
Реставрационные работы проводились опытными реставраторами строительно-реставрационной компании «Дом мастеров», обладающей лицензией Министерства культуры РФ на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, по проекту, утвержденному Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Специалисты компании принимали участие в реставрации таких значимых объектов, как Каменноостровский дворец, «Гранд Отель Европа» (ресторан «Крыша» и номерной фонд), «Усадебный дом Рукавишникова» (с. Рождествено Гатчинского р-на, «дом Набокова»), Кавалерские дома с палисадником (г. Петергоф) и другие.
По окончании всех строительных и реставрационных работ комната с росписью Джованни Батиста Скотти станет частью закрытой инфраструктуры клубного дома Cheval Court.
Это одна из нескольких сохранившихся подлинных работ мастера, за свою карьеру расписавшего интерьеры императорских дворцов и частных резиденций – Зимнего, Таврического, Елагина, Михайловского, Павловского, а также зданий Адмиралтейства и Главного штаба. Сейчас большинство из его росписей утрачены.
Плафон, падуга и фриз в помещении исторической Присутственной комнаты главного корпуса конторы Придворного конюшенного ведомства датируется 1822 годом и представляет собой росписи, выполненные в технике клеевой живописи. По словам реставраторов, для монументальных декораций Санкт-Петербурга в целом характерно использование клеевой живописи на известковой штукатурке, а также использование легких тонких хлопковых холстов, на которых выполнялся рисунок – миткалей, с последующей их установкой на стены и потолки. В центре плафона – круг с эмблемами 12 знаков Зодиака, далее по четырем сторонам размещены панно, выполненные темперой на холстах, каждое из которых соответствует временам года. Этот сюжет пользовался широкой популярностью на протяжении XVIII–XIX веков. Остальная роспись, включающая разнообразные декоративные элементы на падуге и фризе – доспехи, трофеи, знамена, венки, конские головы и разнообразные геометрические и растительные орнаменты, выполнена по штукатурному основанию в клеевой технике с элементами бликовки золотом. Плафон и падугу отделяет от фриза лепной гипсовый карниз с элементами золочения.
«Для VOS’HOD вопрос бережного сохранения исторического наследия в своих проектах является одним из первостепенных, так как в портфеле компании несколько памятников истории и культуры – здание Центрального телеграфа на Тверской в стиле рациональный модерн и двухсотлетняя деревянная усадьба купца Масягина в Москве. Реставрируя знаковые образцы живописи и архитектуры, которые являются частью нашего культурного кода, мы возвращаем их в контекст современной жизни, тем самым они продолжают оставаться частью культурной среды города и истории», – отметила управляющий партнер девелоперской компании VOS’HOD Марина Руднева.
До реставрации, которая началась осенью 2022 года, роспись и декоративные элементы были в неудовлетворительном состоянии. Многочисленные перестройки здания, стихийная эксплуатация различными организациями не могли не отразиться на состоянии живописного убранства памятника. За время своего существования потолок сильно страдал от многочисленных протечек и частых ремонтных работ, что стало причиной повреждения штукатурного и красочного слоёв. До настоящего времени реставрационные работы на объекте проводились в 1996 году, а до этого – в 1953-м. На основании лабораторных исследований, а также съемки в ультрафиолетовом и инфракрасном свете эксперты подтвердили подлинность одного из четырех панно Скотти и живописной композиции росписи.
В процессе реставрационных работ с помощью исторических фотографий, а также одного из четырех сохранившихся холстов (миткаль), были воссозданы три недостающие живописные композиции, в цвете и тоне, приближенном к авторскому. На отдельных живописных элементах и орнаментах заново сделана бликовка твореным золотом по технологии XIX века. Также было отреставрировано штукатурное покрытие стен, расчищен и отреставрирован лепной декор карниза, воссоздана позолота. На оконных откосах и подоконниках отреставрирован оселковый мрамор с докомпоновкой в исторической технике. Таким образом, после полного комплекса реставрационных мероприятий одна из уникальных сохранившихся росписей Скотти приобрела законченный вид.
Реставрационные работы проводились опытными реставраторами строительно-реставрационной компании «Дом мастеров», обладающей лицензией Министерства культуры РФ на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, по проекту, утвержденному Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Специалисты компании принимали участие в реставрации таких значимых объектов, как Каменноостровский дворец, «Гранд Отель Европа» (ресторан «Крыша» и номерной фонд), «Усадебный дом Рукавишникова» (с. Рождествено Гатчинского р-на, «дом Набокова»), Кавалерские дома с палисадником (г. Петергоф) и другие.
По окончании всех строительных и реставрационных работ комната с росписью Джованни Батиста Скотти станет частью закрытой инфраструктуры клубного дома Cheval Court.
Авторы: СГ-Онлайн
Теги: