Как стать оператором комплексного развития территории (КРТ) в Москве?
Одним из способов реализации проектов КРТ без проведения торгов является реализация проекта специальным юридическим лицом - оператором КРТ.
Согласно ст. 71 ГрК РФ оператор КРТ представляет собой юридическое лицо, в котором не менее 51% долей принадлежит государству или муниципалитету.
Оператор КРТ по закону получает право на реализацию проекта КРТ без торгов. При этом оператор КРТ может реализовать проект своими силами, привлечь к реализации свое дочернее общество или продать свое право реализации с торгов (п. 4 ч. 1 ст. 67, ч. 1 ст. 69, ч.ч. 3, 4 ст. 71 ГрК РФ).
Порядок создания оператора КРТ с участием частных инвестиций в Москве установлен с апреля 2024 года путем заключения соглашения об опционе. Постановлением правительства Москвы от 18.04.2024 № 831-ПП был добавлен соответствующий раздел в Положение о порядке участия города Москвы в хозяйственных обществах, утвержденное постановлением правительства Москвы от 05.09.2014 № 511-ПП.
На основании п.п. 1.4, 2.2.1 Порядка предусматривается возможность направления заинтересованными лицами заявок на создание оператора КРТ в адрес ДГИ.
Поступившая заявка с обосновывающими материалами готовится ДГИ для совещания с участием Мэра Москвы, на котором принимается решение о возможности или невозможности создания оператора КРТ по поступившей заявке (п.п. 2.8, 7.1, 7.2.1 Порядка).
В случае одобрения такой заявки, принимается решение о создании оператора КРТ, где 51% долей принадлежит городу Москве в лице юридического лица со 100% участием бюджета, а 49% принадлежит заявителю (п. 7.1, 7.5 Порядка).
Стоит учитывать, пункт 7.1 Порядка предусматривает, что заявку о создании оператора может инициировать и само основное общество (юридическое лицо со 100% долей бюджета). Таким «основным обществом» мы наблюдаем на практике ООО «КРТ» (ИНН: 9703141756).
Тем самым заинтересованное лицо вправе учредить юридическое лицо с участием бюджета с соблюдением пропорций 51/49 в пользу публичной собственности, которое может стать оператором КРТ.
Создание оператора КРТ происходит вместе с заключением с заявителем соглашения об опционе – праве выкупа 51% городских долей (п. 7.8 Порядка). Проект соглашения об опционе готовит основное общество – юридическое лицо со 100% участием бюджета, это же лицо его и заключает, на основании одобрения ДГИ, с частным лицом (п.п. 7.8, 7.21 Порядка).
Стоимость опциона определяется на основании формулы, которая максимально приближена по природе своего расчета к правилам определения начальной цены предмета аукциона за право заключения договора о КРТ, предусмотренного постановлением Правительства Москвы от 08.09.2020 № 1465-ПП и зависит от наличия и объема жилой застройки, предусмотренной проектом (п.п. 7.9 – 7.16 Порядка).
В Москве, как видим, такой порядок уже есть. Но в этом порядке не прописаны правила разрешения ситуации, когда на одну территорию комплексного развития территорий претендуют два разных застройщика. На практике предпочтение отдаётся крупным и надёжным застройщикам. Также важно, чтобы у застройщика были активы на этой территории.
Согласно ст. 71 ГрК РФ оператор КРТ представляет собой юридическое лицо, в котором не менее 51% долей принадлежит государству или муниципалитету.
Оператор КРТ по закону получает право на реализацию проекта КРТ без торгов. При этом оператор КРТ может реализовать проект своими силами, привлечь к реализации свое дочернее общество или продать свое право реализации с торгов (п. 4 ч. 1 ст. 67, ч. 1 ст. 69, ч.ч. 3, 4 ст. 71 ГрК РФ).
Порядок создания оператора КРТ с участием частных инвестиций в Москве установлен с апреля 2024 года путем заключения соглашения об опционе. Постановлением правительства Москвы от 18.04.2024 № 831-ПП был добавлен соответствующий раздел в Положение о порядке участия города Москвы в хозяйственных обществах, утвержденное постановлением правительства Москвы от 05.09.2014 № 511-ПП.
На основании п.п. 1.4, 2.2.1 Порядка предусматривается возможность направления заинтересованными лицами заявок на создание оператора КРТ в адрес ДГИ.
Поступившая заявка с обосновывающими материалами готовится ДГИ для совещания с участием Мэра Москвы, на котором принимается решение о возможности или невозможности создания оператора КРТ по поступившей заявке (п.п. 2.8, 7.1, 7.2.1 Порядка).
В случае одобрения такой заявки, принимается решение о создании оператора КРТ, где 51% долей принадлежит городу Москве в лице юридического лица со 100% участием бюджета, а 49% принадлежит заявителю (п. 7.1, 7.5 Порядка).
Стоит учитывать, пункт 7.1 Порядка предусматривает, что заявку о создании оператора может инициировать и само основное общество (юридическое лицо со 100% долей бюджета). Таким «основным обществом» мы наблюдаем на практике ООО «КРТ» (ИНН: 9703141756).
Тем самым заинтересованное лицо вправе учредить юридическое лицо с участием бюджета с соблюдением пропорций 51/49 в пользу публичной собственности, которое может стать оператором КРТ.
Создание оператора КРТ происходит вместе с заключением с заявителем соглашения об опционе – праве выкупа 51% городских долей (п. 7.8 Порядка). Проект соглашения об опционе готовит основное общество – юридическое лицо со 100% участием бюджета, это же лицо его и заключает, на основании одобрения ДГИ, с частным лицом (п.п. 7.8, 7.21 Порядка).
Стоимость опциона определяется на основании формулы, которая максимально приближена по природе своего расчета к правилам определения начальной цены предмета аукциона за право заключения договора о КРТ, предусмотренного постановлением Правительства Москвы от 08.09.2020 № 1465-ПП и зависит от наличия и объема жилой застройки, предусмотренной проектом (п.п. 7.9 – 7.16 Порядка).
В Москве, как видим, такой порядок уже есть. Но в этом порядке не прописаны правила разрешения ситуации, когда на одну территорию комплексного развития территорий претендуют два разных застройщика. На практике предпочтение отдаётся крупным и надёжным застройщикам. Также важно, чтобы у застройщика были активы на этой территории.