Помните шутку, которая появилась с началом пандемии коронавируса – мол, откуда взялось столько вирусологов, вчера же только все были политологами? Шутка эта, как зеркало, отражает действительно неоднозначную ситуацию – масса людей «имеет мнение» практически по любому сколько-нибудь значимому вопросу, будь то политика или спорт, но при этом зачастую не имеет даже самого базового представления о сути того или иного явления или процесса.
Но есть у этого явления и обратная сторона: оно показывает, что в обществе действительно существует большой запрос на серьезное, взвешенное, ответственное и, что самое важное – независимое – мнение. И чем важнее тема для каждого из нас, чем ближе она к нам, тем важнее мнение авторитетных независимых экспертов.
Понимает ли это государство? Очевидно, что да: еще в декабре 2020 года было издано постановление правительства № 2328 «О порядке аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля». Таким образом федеральные власти подтвердили необходимость развития института экспертов и наметили магистральные направления этого развития. Не отстают и субъекты федерации – например, в нашей республике полномочиями в сфере регионального государственного жилищного, строительного надзора и лицензионного контроля наделен Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору. Это ведомство еще два года назад издало приказ № 1251 «Об аттестации экспертов, привлекаемых к проведению мероприятий по жилищному, строительному надзору и лицензионному контролю». Законотворческая база, к слову, актуализируется: в упомянутый приказ в мае нынешнего года были внесены изменения.
Но зачем вообще сторонние эксперты при наличии целого профильного Госкомитета? Ответ простой: чтобы не было перекосов в оценках, чтобы из поля зрения чиновников не ускользали те или иные вопросы, которые могут стать «болевыми точками». При этом эксперт не принимает чью-то сторону «по умолчанию», но может ту или иную сторону поддержать, если к такому решению его подтолкнут сделанные им выводы.
Кроме того, с течением времени система общественных и экономических отношений усложняется, и привлечение экспертов помогает находить ответы на вопросы, о возникновении которых год-два назад еще никто и не подозревал. Подобная модель работы, к слову, находится в общемировом тренде, когда вместо создания по каждому поводу очередной государственной комиссии, министерства или ведомства к решению общественно-важных проблем привлекаются представители самого общества. Но выбирать экспертов нужно из числа профессионалов, а не из числа тех, кто подписал больше разных петиций.
А направлений работы, где нужно активное, деятельное участие экспертов, немало. Одна из самых острых тем – управление многоквартирными домами (МКД). И ладно бы, если бы проблема была в том, что по многим аспектам пока не набрана «критическая масса» правоприменительной практики, что нет достаточного опыта в решении конкретных вопросов (а немалая их часть и вовсе находится в «серой зоне», и ответственность за них не хотят нести ни жильцы, ни чиновники, ни управляющие компании). Ведь сплошь и рядом случаются ситуации, когда из вопроса, который яйца выеденного не стоит, вырастают тяжбы и споры, длящиеся годами – просто потому, что управляющие компании и жильцы не хотят слышать друг друга. В таких ситуациях решением могло бы стать привлечение эксперта в совет МКД – именно как третьей, независимой, стороны, способной предложить оптимальное решение сложных вопросов. Более того, появление более-менее заметного количества экспертов, посвятивших себя работе с МКД, могло бы серьезно разгрузить суды, и в целом увеличить эффективность решение многих насущных проблем. Оптимальным вариантом могло бы стать появление экспертных автономных некоммерческих организаций, «курирующих» те или иные выбранные направления – управление МКД, строительство, землеотведение и т.д.
Словом, работа экспертов важна. В силу этого и требования к экспертам предъявляются жесткие. Во-первых, эксперт не должен быть лично заинтересован в результатах контрольного (надзорного) мероприятия или действия. Во-вторых, не должен он быть индивидуальным предпринимателем – это тоже поможет исключить заинтересованность. При этом от эксперта требуется наличие высшего образования, специальных знаний и не менее чем десятилетний опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности. Наконец, получить статус эксперта можно только в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством РФ. А предоставляется статус эксперта на 5 лет – такое ограничение гарантирует, что его обладатель не «покроется мхом» на своем посту, стимулирует его к развитию, обеспечит сменяемость членов экспертного сообщества.
Выше уже отмечалось, что особенно остро стоит запрос на экспертное мнение в вопросах, касающихся всех и каждого. Среди таких вопросов – все, что связано с жилищным или строительным контролем.
Сегодня, например, государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору приглашает граждан, которые отвечают вышеприведенному списку требований, получить статус эксперта в области регионального государственного жилищного или строительного контроля (надзора), лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также в сфере контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электротранспорте и в дорожном хозяйстве при осуществлении ремонта и капитального ремонта дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения. И вряд ли кому-то придет в голову спорить с тем, что чем больше появится активных экспертов в этих областях, тем лучше и комфортнее станет жизнь в нашей республике.
Документы, необходимые для подачи заявления на получение статуса эксперта:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя, предусмотренного законодательством РФ;
2) копия документа, подтверждающего полномочия представителя, в случае обращения за получением государственной услуги представителя, предусмотренного законодательством РФ;
3) копия документа о высшем образовании по специальности;
4) копия удостоверения о повышении квалификации по заявленной области экспертизы (при наличии) (в случае отсутствия соответствующих сведений в распоряжении органа власти или невозможности их получения посредством направления межведомственного запроса);
5) копия трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 ТК РФ, и (или) копия трудового договора (последнее – при наличии);
6) согласие на обработку и публикацию персональных данных заявителя в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» по форме, согласно приложению № 4 (далее – согласие на обработку персональных данных);
7) сведения об образовании;
8) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 ТК РФ.
Подать заявление на получение статуса эксперта при госкомитете РБ по жилищному и строительному надзору можно несколькими способами – выбирайте наиболее удобный. Можно обратиться в ведомство лично, а можно направить заявление и документы на адрес электронной почты ведомства. Наконец, можно воспользоваться региональным порталом государственных услуг Республики Башкортостан. Но можно быть уверенным – независимо от того, какой вариант Вы выберете, Ваше обращение будет тщательно рассмотрено, и в случае Вашего соответствия всем требованиям перед Вами откроются новые перспективы, а республика в Вашем лице получит еще одного специалиста своего дела, который поможет в решении вопросов, актуальных для каждого.