Соблюдайте чистоту!

Соблюдайте чистоту!

В России закладываются основы современной отрасли по работе с отходами.

В России начинается формирование современной отрасли по обращению с отходами. В конце 2015 года был принят Федеральный закон № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Ряд положений, регулирующих отношения в сфере обращения с ТКО, вступил в силу с 1 января 2016 года, а в полноценном виде система должна заработать в 2017 году.

Важным нововведением является то, что само понятие «твердые бытовые отходы» (ТБО) выводится из технических работ и переводится в перечень коммунальных услуг. Поэтому и сами отходы именуются теперь «твердыми коммунальными» (ТКО). Оплата услуг по обращению с ТКО будет производиться собственниками жилых помещений в многоквартирных домах (МКД) по числу проживающих в квартире.

Закон предусматривает, что обязанность по оплате данной коммунальной услуги возникает с даты утверждения единого тарифа регионального оператора и заключения им соответствующего соглашения с органом субъекта Российской Федерации. Произойти это должно не позднее 1 января 2017 года. «Таким образом, у субъектов есть время для определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, разработки территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО, проведения конкурсного отбора регионального оператора, — считают в Минстрое РФ. — И только после завершения всех необходимых процедур региональный оператор приступит к своим обязанностям, а потребители будут обязаны оплатить его услуги».

Минстроем России разработан проект постановления правительства РФ «Об утверждении правил обращения с твердыми коммунальными отходами и формы типового договора на обращение с твердыми коммунальными отходами», который согласован всеми федеральными органами исполнительной власти и готовится к внесению в правительство РФ.

Субъективный подход

В субъектах Федерации ситуация с формированием системы обращения с ТКО складывается по-разному. По словам представителей Минстроя, многие субъекты (Нижегородская область, Московская область, Волгоградская область, Республика Мордовия и другие) уже приступили к разработке территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, начали работу с потенциальными региональными операторами. Другие субъекты еще не начали этой работы. Такая «пестрота» традиционна для России. Не секрет, что в стране есть целый ряд регионов, где успешно реализуются государственные программы и оперативно решаются возникающие проблемы, и есть регионы аутсайдеры, регулярно проваливающие управленческие задачи. И это несмотря на то, что в 2015 году было проведено большое число семинаров, «круглых столов» и конференций, в рамках которых сотрудники Минстроя и Минприроды рассказывали в планируемых новшествах в сфере обращения с отходами. «На 2016 год также запланирована широкомасштабная разъяснительная работа, в рамках которой планируется выявить основные проблемы, возникающие на практике в субъектах Российской Федерации», — подчеркнули в пресс-службе Минстроя.

А проблемы действительно могут возникнуть. Один из важнейших пунктов реформы — выбор регионального оператора по обращению с отходами. Предполагается, что выбирать его будут на конкурсе, и эксперты считают это шагом в правильном направлении. «Такое решение поможет отобрать наилучшие компании для данного вида деятельности и будет способствовать повышению прозрачности бизнеса, уменьшению риска коррупции», — заявил «Строительной газете» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Предполагается, что статус регионального оператора будет присваиваться на срок не менее 10 лет.

Однако это не решает автоматически всех проблем. В небольших и экономически слаборазвитых регионах может не найтись компаний, отвечающих предъявляемым требованиям. А значит, есть риск того, что конкурсы в таких регионах не состоятся или будут формальными.

Требование наименьшей приведенной стоимости в качестве одного из показателей работы с ТКО может стать причиной того, что «соперничать» будут не профессиональные качества кандидатов, а цены. В итоге победителем может оказаться не самый лучший претендент.

Конечно, работать с единым оператором властям будет проще, но такое положение будет неизбежно порождать тенденции к монополизму. Поэтому, возможно, регионы будут сами решать, сколько у них должно быть операторов.

Открытым остается вопрос и о форме собственности операторов — будут ли это государственные, муниципальные или частные компании? По словам исполнительного директора Ассоциации ЖКХ «Развитие Алексея Макрушина, недавно принятыми нормативными уточнениями устанавливается возможность для ГУПов и МУПов участвовать в конкурсном отборе на обращение с ТКО. Возможно, где-то операторами станут частные фирмы, но пока не совсем ясно, насколько сфера обращения с ТКО будет привлекательна для частного бизнеса, в том числе крупного. «Инвесторам нужны понятные правила игры и ясные перспективы того или иного проекта, в частности его доходность и сроки окупаемости», — считает Дмитрий Баранов. К слову, не известна пока дальнейшая судьба тех компаний, которые занимаются мусором сейчас.

Границы ответственности

Остаются вопросы и в сфере отношений будущих операторов с потребителями услуги. По мнению ряда экспертов, при заключении договора между УК/собственниками и региональным оператором по обращению с ТКО ключевым вопросом будет определение границ эксплуатационной ответственности, то есть точки поставки коммунального ресурса. В случае с вывозом ТКО логика, применимая к поставкам тепла или воды, не работает. Региональный оператор будет поставлять свои услуги от контейнерной площадки. Содержание контейнерных площадок должно ложиться на плечи тех физических, юридических лиц или ИП, кому они принадлежат на праве собственности, аренды или ином вещевом праве либо в чьем управлении они находятся. Как показывает практика, во многих регионах контейнерные площадки не принадлежат собственникам помещений в МКД и управляющим компаниям. Эти вопросы также предстоит урегулировать.

Еще одной проблемой является определение параметров качества предоставляемой коммунальной услуги по вывозу мусора. По закону исполнитель обязан предоставлять населению услуги качественные, безопасные для жизни, здоровья и не причиняющие вреда имуществу. Однако пока критерии оценки услуги по вывозу мусора не разработаны.

Тем не менее старт формированию новой отрасли экономики фактически дан. «Создание системы переработки мусора потребует комплексных решений, — считает Дмитрий Баранов. — В ней должно найтись место информационной кампании, разъясняющей важность решения этой задачи для граждан и для экономики в целом. Должны быть разработаны и система штрафов для тех, кто неправильно обращается с мусором, и система поощрений за раздельную его сдачу. Зарубежный опыт свидетельствует, что изменение отношения общества к сортировке и рециклингу мусора, его сжиганию и захоронению — это процесс очень долгий и трудный».