Из ряда вон

Завершено расследование причин аварии лифта в «Алых парусах»

24 января комиссия Межрегионального технологического управления (МТУ) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) завершила расследование причин аварии лифта, случившейся год назад в ЖК «Алые паруса» в Москве. В результате этого трагического инцидента погибла 36-летняя жительница дома. Случай этот вызвал большой общественный резонанс.

Как установила комиссия МТУ, техническими причинами возникновения аварии стали несрабатывание устройства контроля слабины подъемных канатов и подъем противовеса при неподвижной кабине. В результате произошло разрушение противовеса и падение его на кабину. Организационная причина аварии — невыполнение в полном объеме работ по техобслуживанию лифта в соответствии с инструкцией изготовителя по эксплуатации. Как выяснилось, в установленные сроки не были также проведены необходимые испытания лифта для оценки соответствия его параметров существующим требованиям. Кроме того, к обслуживанию лифта привлекался персонал, который не обладал соответствующей квалификацией.

Вместе с тем гендиректор Ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петр Харламов отметил, что хотя при обслуживании подъемного устройства имелись явные недочеты, данная авария все же является экстраординарной. Обрушившийся в «Алых парусах» лифт был новым и произведен известной иностранной фирмой. Во всех современных лифтах устанавливаются системы безопасности узлов, которые предотвращают нештатное развитие ситуации. И если кабина и противовес начинают движение в противоход, то должны срабатывать уловители. В данном случае этого по каким-то причинам не произошло, и грузы обрушились на кабину. «Выводы комиссии и обстоятельства этой аварии обязательно будут обсуждаться в наших комитетах, — заявил «СГ» Петр Харламов. — Будут предложены конкретные меры по корректировке развития отрасли в плане усовершенствования безопасности узлов и самой конструкции лифтов».

Он также напомнил, что этот трагический случай и другие подобные инциденты уже стали поводом для серьезной законодательной работы и корректировки нормативной базы. Почти сразу после аварии в «Алых парусах» появилось поручение правительства о разработке проекта постановления об определении порядка безопасной эксплуатации лифтов. Этим документом должны определяться полномочия Ростехнадзора в этой сфере, а также порядок обслуживания лифтов профильными организациями. Ранее лифты были исключены из перечня опасных объектов, но лифтовики считают это ошибкой. «Лифты должны быть признаны опасными объектами. Это означает, что на них распространяются правила страхования и особый порядок обслуживания, — заявил Петр Харламов. — Надо исключить допуск к обслуживанию лифтов непрофессиональных организаций. Также этим документом предусмотрен ряд других мер по повышению безопасности использования лифтов».

Данное постановление правительства должно было быть готово еще в прошлом году. Однако запланированные сроки выдержаны не были. «По нашей информации постановление будет опубликовано в феврале, — сообщил собеседник «СГ». — Выход этого документа станет серьезным шагом вперед и закроет образовавшийся пробел в разделе актов, которые определяют порядок безопасной эксплуатации лифтов. Мы активно работали над подготовкой проекта постановления и предусмотрели, чтобы в него были заложены исчерпывающие меры по повышению безопасности. Но оценить этот документ можно будет, только когда он будет опубликован в готовом виде».


Андрей КРЯКОВ, главный редактор «Лифт-Пресс.Ru»

За последние годы было принято немало различных нормативных актов, прямо или косвенно регулирующих сферу лифтового хозяйства. В настоящее время рассматривается еще ряд документов, в частности проект постановления правительства Российской Федерации «О порядке организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов». Однако, по моему мнению, одним лишь принятием документов проблему не решить.

В настоящее время происходит обновление лифтового парка страны, на смену устаревшим моделям приходит новое и современное оборудование, оснащенное электроникой и микропроцессорным управлением. Оно требует высокой квалификации, идалеко не каждый специалист «старой закалки» способен полностью разобраться в особенностях работы нового лифта.

Кроме того, высокая конкуренция на рынке обслуживания лифтов привела к тому, что специализированные организации нередко снижают стоимость работ до экономически необоснованного уровня. Это приводит к тому, что увеличивается количество лифтов, обслуживаемых одним механиком, и он уже просто физически не в состоянии качественно провести все регламентные работы, что неизбежно сказывается на качестве работы лифта и его безопасности.

Что касается случая в «Алых парусах», то пока сложно судить о причинах трагедии и о степени виновности того или иного лица. Информация, которую публикует Ростехнадзор, достаточно скупа. Странно, однако, что к ответственности хотят привлечь одного электромеханика. Кто-то допустил его к работам? Кто-то должен был контролировать его и проверять? А ведь жильцы дома и раньше жаловались, что лифты работали с перебоями. Нет информации и о техническом освидетельствовании аварийного лифта экспертом инженерного центра. Были ли выявлены какие-то замечания? Были ли они устранены? Могли ли причины, которые привели к трагедии, возникнуть после освидетельствования, или что-то было пропущено при освидетельствовании? По каждому из этих вопросов еще предстоит разбираться.

Однако уже сейчас можно обозначить ряд системных проблем в сфере обслуживания лифтов. Это, как уже было отмечено, занижение стоимости обслуживания, повышение нагрузки на одного механика и, как следствие этого, некачественное обслуживание, необходимость повышения общей квалификации электромехаников по лифтам с учетом современных требований в реальности, а не на бумаге, повышение уровня ответственности экспертов экспертных организаций за проводимые обследования и выдачу соответствующих актов.


Справочно:

Всего в России около 440 тыс. лифтов, из них 30% отработали нормативный срок службы 25 лет. В 22 регионах износ лифтового оборудования составляет более 50%.

В 2016 году удалось заменить 12,5 тыс. лифтов, что на 28,9% больше, чем годом ранее. В планах на 2017-й год — установка около 18 тыс. лифтов в регионах страны.


Кроме того

НА СОСТОЯВШЕМСЯ НА ДНЯХ СОВЕЩАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ МИНСТРОЕ РФ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ ГЛАВЫ ВЕДОМСТВА ЛЕОНИДА СТАВИЦКОГО было принято решение рекомендовать учреждениям госэкспертизы следить за тем, чтобы в проектно-сметной документации на объекты строительства, финансируемые за счет бюджетной системы, предусматривалось лифтовое оборудование российского производства.