Об основных положениях документа рассказал заместитель министра строительства и ЖКХ Максим Егоров на заседании Общественного совета при министерстве. «Минстрой разработал проект изменений в Жилищный кодекс, сейчас он проходит согласование, когда мы можем делать корректировку программ капремонта в зависимости от технического состояния конструктивного элемента дома после соответствующего обследования. Надеюсь, мы скоро внесем данный законопроект в правительство», — сообщил он.
Основная цель законопроекта — предоставить региональным фондам, муниципалитетам и собственникам больше возможностей при принятии решений о характере и очередности ремонтных работ в многоквартирном жилом фонде, помочь уйти от валового подхода, когда основные системы дома ремонтируются вне зависимости от их состояния, а просто потому, что пришла очередь для проведения ремонтных работ именно в этом доме и на это заложены определенные средства, которые во что бы то ни стало надо освоить. «То есть если кровля в хорошем состоянии, ее ремонтировать не будут. А пока часто происходит так, что, если ремонт кровли включен в программу, ее ремонтируют, невзирая на ее состояние, то есть впустую расходуются деньги, что накладывает дополнительную финансовую нагрузку на региональные фонды капитального ремонта», — подчеркнул Максим Егоров.
Одновременно будет решен и проблемный вопрос технического учета жилищного фонда, сказал замминистра, напомнив, что при формировании фондов капремонта технического аудита жилфонда проведено не было, да и в целом существовавшая ранее система техучета была утрачена. Поэтому нужно разобраться, что именно необходимо ремонтировать. Это по сути предполагает, что придется выстроить заново систему контроля и технического учета многоквартирного жилого фонда, решив множество связанных с этим проблем, в том числе кадровые, нормативные, технико-инструментальные.
Также замминистра добавил, что в законе уделят внимание энергоэффективности при проведении капремонта и использованию современных технологий: хотя по идее каждый капремонт должен быть энергоэффективным, на практике такого не происходит по множеству причин. Основная из них в том, что не созданы условия, когда капремонт проводить выгодно всем сторонам процесса. Перед заказчиком всегда стоит дилемма: провести капремонт как можно дешевле, выбрав самого доступного по стоимости подрядчика и материалы, или же заказать комплексный проект глубокой модернизации систем дома с высокой заложенной экономией на будущих коммунальных платежах.
Замминистра не стал раскрывать подробности положений нового законопроекта в части повышения энергоэффективности. Но, как указывают эксперты, будущее за комплексным энергоэффективным капремонтом, и законодательные новеллы должны способствовать популяризации такого подхода.
Многое зависит и от уровня проработанности проектов капремонта, качество которых пока невысоко. Как отмечает ведущий технический эксперт Всемирного банка Олег Комаров, при разработке проекта ремонта в доме необходим не только учет технических параметров его систем, но и расчет показателей эффективности мероприятий по экономии энергии при проведении капремонта, анализ потенциала устанавливаемого энергоэффективного оборудования и т. д.
Примеров успешных энергоэфективных капремонтов по стране сотни, но пока такой подход не стал массовым. В этой связи представляет интерес успешный региональный опыт. Так, в Москве популяризацией лучших технологий и практик капремонта занимается специально созданная Ассоциация собственников и владельцев спецсчетов, в круг задач которой входит реализация спецпроектов и программ, позволяющих более качественно провести капремонт в МКД.
Важна и разъяснительная работа с жителями. «Мы готовы оказать поддержку, в том числе по выполнению расчетов, чтобы максимальное количество домов могло принять участие в программе повышения энергоэффективности. Готовы вести работу вплоть до каждого дома», — говорит руководитель программы «Повышение энергоэффективности жилищного сектора в РФ» Всемирного банка Илья Миняев.
Замминистра строительства и ЖКХ Максим Егоров:
«Есть проблема недостаточной финансовой устойчивости региональных фондов капремонта. В основном это следствие низкой величины размера капвзносов и недостаточной их собираемости. Ряд регионов не ведет претензионную работу по взысканию долгов, и от этого надо уходить»
Номер публикации: №27 16.07.2021