ГИС ЖКХ избавят от излишней информации и развернут лицом к пользователям
На днях председатель правительства страны Михаил Мишустин одобрил план мероприятий по модернизации государственной информационный системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Реализация его положений возложена на Минстрой России и должна превратить систему в один из основных инструментов по цифровой трансформации отрасли. «Наша задача здесь — сделать систему максимально удобной и эффективной для граждан, чтобы им было проще и удобнее пользоваться ее сервисами», — обозначил приоритеты министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин.
К настоящему времени в ГИС ЖКХ зарегистрировано более 4 млн уникальных пользователей, их прирост за 2020 год составил немногим более 400 тыс. человек, и эти темпы явно недостаточны для того, чтобы эффект от использования системы оказывал значимое позитивное воздействие на процессы в ЖКХ.
Отчасти низкая популярность ГИС ЖКХ у граждан является следствием ограниченности тех возможностей, которые она сегодня предоставляет потребителям. Сейчас после регистрации в системе пользователи получают возможность выяснить начисления за жилищно-коммунальные услуги и оплатить их картой любого банка, передать показания приборов учета, проверить наличие лицензии у управляющей организации, а также найти сведения о стоимости и перечне работ и услуг по содержанию многоквартирного дома. Но большую часть таких же услуг и справочной информации можно получить и с использованием других инструментов, многие из которых более удобны и привычны населению. И получается, что в условиях конкуренции ГИС ЖКХ проигрывает мобильным сервисам банков, платежным системам и терминалам, а также другим каналам и способам передачи и получения информации. При этом система перегружена излишними сведениями, часть из которых в ней продублирована. В результате ГИС вынуждены пользоваться в основном те, кого к этому обязали, то есть представители УК и других хозяйственных субъектов, тогда как простым потребителям она не особо и нужна.
Справочно:
Вскоре у системы появится новый оператор — АО «Оператор информационной системы», который будет обязан за свой счет выполнить ее модернизацию. Закон об этом был подписан президентом 11 июня 2021 года. Полномочия ему будут переданы от АО «Почта России» в рамках «дорожной карты», утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 7 июля 2021 года № 1845-р. Функции госзаказчика по координации работ по модернизации системы в настоящее время возложены на Минстрой России.
План по модернизации ГИС ЖКХ направлен на решение этих проблем путем зачистки системы от избыточной информации и расширения спектра предоставляемых пользователям услуг. В соответствии с ним предстоит оптимизировать процесс размещения информации в системе и исключить дублирование данных. «В системе появятся новые возможности. Например, онлайн-участие в голосованиях по вопросам управления в многоквартирных домах и подача заявок на установку и поверку приборов учета», — рассказал глава Минстроя России. Далее предусмотрено совершенствование функционала ГИС, в том числе создание на ее базе системы единой цифровой платформы учета данных о ЖКХ. На этой платформе появятся новые, более удобные сервисы, а также будет разработано специализированное мобильное приложение. На законодательном уровне в рамках этой работы планируется интегрировать ГИС ЖКХ с другими региональными и муниципальными информсистемами, а также с единым порталом госуслуг.
Эксперты в целом позитивно оценивают предпринимаемые государством усилия по модернизации ГИС ЖКХ. Руководитель практики юридической компании «Интерцессия» Григорий Скрипилев считает логичным, что наконец-то именно на Минстрой России возложены функции госзаказчика по координации работ по модернизации ГИС, так как это министерство отвечает за отрасль в целом. «Подобное изменение позволит снизить нагрузку «Почты России» и обеспечить более эффективную работу ГИС ЖКХ, поскольку модернизация будет осуществляться более профильной организацией», — заявил эксперт.
В свою очередь исполнительный директор компании Sibling Михаил Шкляр рассчитывает, что модернизация сделает сервис более доступным и удобным, увеличит количество пользователей. Правда, к стратегической цели, которая заключается в повышении прозрачности взаимоотношений в ЖКХ, таким путем приблизиться будет сложно. «Что касается обеления рынка, то напрямую система на это влияния не окажет, хотя автоматизированная передача показаний — это шаг в данном направлении», — заключил Михаил Шкляр.