Специалисты обсудили порядок и стоимость экспертного сопровождения
На состоявшемся недавно заседании Совета государственной экспертизы главным вопросом повестки дня стало обсуждение законодательных новелл, направленных на оптимизацию процедур проведения госэкспертизы. Основное внимание было уделено федеральному закону №151-ФЗ от 27 июня 2019 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». В этом документе содержатся важные поправки в части проведения повторной экспертизы проектной документации, а также вводится институт экспертного сопровождения.
В целях реализации положений закона Минстроем при участии Главгосэкспертизы России и экспертного сообщества был подготовлен ряд проектов нормативно-правовых актов, в том числе проект поправок к постановлению правительства РФ №145 от 5 марта 2007 года. Согласно этим документам, экспертное сопровождение, в том числе подтверждение соответствия всех изменений, вносимых в проектную документацию, установленным требованиям, будет осуществляться теми же экспертными организациями, которые ранее проводили экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий. Все последующие изменения будут вноситься в проектную документацию на основании договора об экспертном сопровождении. При этом в Едином государственном реестре заключений (ЕГРЗ) будут регистрироваться только финальные заключения экспертизы проектной документации, выданные органом исполнительной власти или экспертной организацией с учетом изменений на всех этапах экспертного сопровождения. В таком случае дополнительное направление проектной документации на проведение повторной экспертизы не требуется.
Начальник Управления методологии и стандартизации экспертной деятельности Главгосэкспертизы России Вадим Полянский отметил, что федеральным законом №151-ФЗ определены случаи, когда при внесении в проектную документацию дополнительных изменений не требуется проведение повторной экспертизы. Речь идет о ситуациях, когда изменения, вносимые в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы, не затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства, не влекут за собой изменение класса, категории и других первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов, и в иных случаях, когда внесение изменений не противоречит техническому заданию на проектирование, а также результатам инженерных изысканий и сметной стоимости объекта капитального строительства. Новая форма работы позволит избежать избыточных процедур повторной экспертизы, что существенно снизит финансовую нагрузку на бюджеты всех уровней.
В ходе обсуждения были затронуты также вопросы, касающиеся стоимости услуг по договору экспертного сопровождения. В соответствии с проектом поправок к постановлению правительства РФ №145 от 5 марта 2007 года, за проведение государственной экспертизы в форме экспертного сопровождения взимается плата за год в размере 10 % размера платы за проведение первичной государственной экспертизы, рассчитанной на дату заключения договора об экспертном сопровождении. Однако ряд участников заседания совета высказали мнение, что такой размер платы недостаточен и не отвечает реальным объемам работы экспертных организаций, которые кратно возрастут с внедрением института экспертного сопровождения.
Справочно:
В России действует 642 экспертные организации, из которых 550 оказывают услуги негосударственной экспертизы. При этом в общем объеме выпущенных заключений за первое полугодие 2019 года (16288 единиц) порядка 68% приходится на услуги государственной экспертизы. Наибольшая доля заключений выдана в отношении объектов жилищно-гражданского строительства — 52% , на второй и третьей позиции — транспорт и топливно-энергетический сектор (18% и 10% соответственно).
Номер публикации: №36 от 13.09.2019