Стройплощадкам Северо-Запада России не хватает рабочих рук, а подорожание стройматериалов приводит к увеличению себестоимости новостроек. Об этом шла речь на XXIII практической конференции «Развитие строительного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области», организатором которой традиционно выступил Союз строительных объединений и организаций, возглавляемый координатором Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) по Санкт-Петербургу Александром Вахмистровым.
Основные вопросы развития стройотрасли региона и предстоящие изменения в ней осветил вице-губернатор Санкт-Петербурга Николай Линченко. В частности, по его словам, несмотря на то, что экономические показатели по вводу жилья в Северной столице одни из лучших в стране, пандемийный период стал тяжелым испытанием для местного строительного рынка. Так, например, сегодня перед администрацией города стоит задача ликвидировать дефицит объектов социальной инфраструктуры, который возник на фоне активного роста жилищного строительства. По оценкам Николая Линченко, за год властям Петербурга удалось многое сделать: качественно изменить и наладить работу по Адресной инвестиционной программе (АИП) и в три раза увеличить строительство социальных объектов.
По данным городского комитета по строительству, в 2020 году АИП исполнена на 93,7%. По утверждению чиновника, это лучший показатель за последние десять лет. Всего освоено 26,5 млрд рублей с учетом дополнительных средств из резервного фонда. За счет бюджета построено 35 соцобъектов. Еще 26 ввели инвесторы. В этом году инвесторы построят 25 соцобъектов, а 30 будет завершено в рамках АИП. Николай Линченко также анонсировал скорый старт градостроительной комиссии, которая и будет решать, как обеспечить конкретные новостройки объектами социально-культурного и инженерно-транспортного назначения. «Этот коллегиальный орган поможет оценить весь объем сопутствующей жилому проекту инфраструктуры, а принятые им решения будут закреплены на уровне городского правительства. Без заключения комиссии нельзя будет получить разрешение на строительство», — подчеркнул вице-губернатор Санкт-Петербурга.
Тему работы строительного рынка в постпандемийный период продолжил вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз. По его словам, созданный во время пандемии Ситуационный центр НОСТРОЙ, работа которого позволила принять от регионов большое количество вопросов, оказал серьезную поддержку отрасли. «В наш адрес поступило порядка 200 предложений по реформированию системной поддержки отрасли, часть из них нашла отражение в нормативно-правовых актах», — отметил он. Одной из ключевых мер поддержки стала программа льготной ипотеки, в рамках которой уже выдано 4,3 трлн рублей, из которых 1,5 трлн — на строительство нового жилья.
Свой положительный вклад, по словам Антона Мороза, внесли и предоставление возможности изменения срока исполнения и цены госконтрактов, и программа субсидирования ставок по текущим кредитам застройщиков, а также право использовать средства компенсационных фондов отраслевых саморегулируемых организаций (СРО) на выдачу займов подрядным организациям. На 1 апреля компании получили более 2,7 млрд рублей. Это помогло «спасти» выполнение контрактов (в основном государственных) почти на 32 млрд рублей. «Эти меры позволили поддержать темпы строительства и сохранить количество застройщиков. По нашим данным, только 5% девелоперов ушли с рынка, и, как правило, это были компании, строящие не более одного объекта и еще до пандемии находившиеся в предбанкротном состоянии», — заметил он.
Особое внимание Антон Мороз уделил одному из самых актуальных вопросов сегодняшнего дня — ценообразованию в строительстве. По его словам, в последнее время довольно часто многие лоты, разыгрываемые по государственным и муниципальным контрактам, признавались несостоявшимися, потому что на них либо подавалась всего одна заявка, либо не подавалось вообще ни одной. По данным НОСТРОЙ, в 2019 году 102 тыс., или более 40% объявленных лотов были признаны несостоявшимися. Как заметил Антон Мороз, в прошлом году эта цифра снизилась и составила чуть более 34%. Причину этого Антон Мороз видит в целенаправленной работе по изменению системы отраслевого ценообразования, чтобы привести стоимость строительства к объективной цене. «С этой целью Минстроем России была инициирована работа по созданию комиссии по мониторингу цен на стройматериалы и принятию безотлагательных мер по ограничению действий монополистов», — отметил он.
Что касается проблемы дефицита рабочих кадров, то, по мнению Антона Мороза, сегодня на стройках не хватает порядка 1,5 млн человек. Чтобы частично решить эту проблему, НОСТРОЙ предлагает ряд мер. Среди них вице-президент нацобъединения назвал введение обязательной проверки уровня квалификации иностранных рабочих; предоставление права СРО выступать агентами по формированию консолидированных заявок от строительных компаний, а также разработку типового трудового договора, в котором должны фиксироваться минимальные сроки трудовых отношений. Еще одной мерой, которая позволит привлечь иностранную рабочую силу на наши стройки, должно стать восстановление транспортного взаимодействия между государствами, из которых к нам приезжают иностранные рабочие. При этом Антон Мороз отметил, что следует заниматься и подготовкой собственных рабочих кадров. По его мнению, сегодня это становится важной государственной задачей.
В свою очередь, председатель комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко предположил, что режим ограничений будет действовать до осени, а может, и дольше: «С одной стороны, это препятствует развитию экономики, с другой — мы действительно переходим к организованному набору мигрантов. Кто приглашает иностранных работников, тот за них и отвечает. Сейчас действуют понятные правила. Если объем выручки компании превышает 2 млрд рублей, средняя численность рабочих — свыше 250 человек, и не более 80% из них — иностранцы, то особых препятствий для ввоза новых мигрантов нет. Мы выясняем, где и как будут жить рабочие, есть ли возможность соблюдения карантина, как налажено медицинское обслуживание», — заявил он. В целом, по данным городского комитета по занятости, в 2019 году в Северной столице работало 385 тыс. иностранных работников, а в 2020-м — 280 тыс. Порядка 30% всех мигрантов заняты в сфере строительства, то есть на стройплощадках недостает около 25-30 тыс. рабочих. При этом в Петербурге 79 тыс. безработных, 38 тыс. вакансий имеется в службе занятости, но лишь 3,5 тыс. из них — в сфере строительства. Эксперты считают, что петербургские девелоперы ждут мигрантов, не торопясь привлекать «местных».
Выступая следом, исполнительный директор «ЛенОблСоюзСтроя» Владимир Мозговой опять же акцентировал внимание на проблеме роста цен на стройматериалы, что сразу сказалось на себестоимости жилья и социальных объектов. По его словам, из-за подорожавших материалов, например, себестоимость поликлиники на 380 посещений в смену, которую строят в Гатчине, уже выросла на 7%, или почти на 20 млн рублей. Поликлиника на 600 посещений в Кудрове подорожала на 2% — а это почти 11 млн рублей. «Такой рост цен на материалы может прибавить к стоимости жилья еще 15%», — отметил он.
Финансовый директор компании «Ленстройтрест» Павел Викулаев высказал мнение, что в росте цен на стройматериалы виноваты и сами строители, которые на фоне растущего покупательского спроса также стали повышать цены на новостройки. Это дало им и возможность покупать более дорогие товары. «Тем самым девелоперы, согласившись платить больше, сами поддержали рост цен на стройматериалы. Рынок принял новые правила игры», — заметил он. Однако эксперт считает, что в росте цен есть и положительный момент. «Нет лучшего лекарства от высоких цен, чем высокие цены. При их росте рано или поздно начнут развиваться новые технологии. Цены будут снижаться, и мы вернемся в точку стабилизации», — отметил Павел Викулаев.
Член экспертного совета Санкт-Петербургского союза предпринимателей Александр Гордин уверен, что пока такой стабилизации не случилось, на рынке проявляется опасная тенденция — многие девелоперы начали активнее использовать более дешевые материалы. «Производители манипулируют протоколами испытаний своей продукции. Например, применяют для расчетов влажность газобетона на уровне 5%, при том, что в петербургских широтах уместнее использовать показатель 12%. Это позволяет в 1,5 раза уменьшить толщину стен, которые в реальности не будут соответствовать нормам по теплотехнике» — заметил он.
Несмотря на то, что на конференции представители строительного сообщества предпочитали больше говорить о проблемах, чем о своих достижениях, участники рынка уверены: пандемия оказалась полезным опытом для строителей. Как заметил Антон Мороз, вынесенными уроками стали необходимость совершенствования законодательства, поиск новых правовых и финансовых механизмов для рынка жилищного строительства, сокращение технических требований в строительстве; внедрение цифровых платформ в строительстве; требования к повышению квалификации кадров на всех этапах инвестиционно-строительного цикла, а также переход от разрешительного порядка допуска строительных компаний к уведомительному. По его словам, все эти направления найдут отражение в новой стратегии социально-экономического развития России, в разработке которой НОСТРОЙ принимает активное участие.
Игорь Креславский, председатель комитета по строительству Санкт-Петербурга:
«Одна из важнейших наших задач — синхронизация строительства нового жилья с созданием социальной инфраструктуры. При этом мы должны активно сокращать уже имеющийся дефицит и достраивать объекты, начатые в предыдущее десятилетие. И 2020 год стал показательным в этом отношении: в городе построен и сдан 61 соцобъект, причем все они оборудованы по последнему слову. Для отделки школ, садиков, больниц и поликлиник использовались современные, износостойкие материалы и технологии»
Антон Мороз, вице-президент Национального объединения строителей:
«У Петербурга и Ленобласти есть практика привлечения мигрантов на крупные стройплощадки через специальную госкомиссию, но это капля в море — нужен особый порядок ввоза иностранных рабочих для обеспечения потребностей строительной сферы. Конечно, при этом развитие собственных трудовых ресурсов становится крайне важной задачей государства»
Номер публикации: №14 16.04.2021