Расчеты против просчетов

Промышленность строительных материалов получила свою Стратегию

Созданию Стратегии развития промышленности строительных материалов предшествовала большая работа экспертов Научно-технического совета по развитию промышленности строительных материалов (изделий) и строительных конструкций при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, органов исполнительной власти всех уровней, отраслевых профессиональных объединений, представителей научной среды и бизнеса. Их усилиями создан документ, который призван способствовать формированию высокотехнологичной, конкурентоспособной, устойчивой и сбалансированной в части спроса и предложения промышленности строительных материалов инновационного типа.

Надо сказать, что авторы Стратегии весьма откровенно описывают неблагополучное текущее состояние отрасли. На начало 2015 года доля валовой добавленной стоимости отрасли в объеме валового внутреннего продукта РФ составляла всего 0,6%. Отрасль в целом работала с убытком (сумма убытка — 20 млрд рублей). Из 1309 хозяйствующих субъектов только 265 предприятий можно отнести к крупным и средним, или чуть более 20%. Иными словами 4/5 всех компаний в промышленности стройматериалов — мелкие фирмы, от которых едва ли можно ожидать серьезных инвестиций в развитие и внедрение инноваций. И действительно, доля предприятий, осуществляющих технологические, организационные и маркетинговые инновации, в общем количестве предприятий — всего 9,3%. А доля затрат на технологические инновации в общем объеме продаж строительных материалов — 1%!

Неблагоприятным образом на развитии отрасли сказывался и такой фактор, как нерациональное размещение производственных мощностей по территории страны, что привело к росту доли транспортных расходов в себестоимости продукции (иногда до 90%). Например, в Северо-Кавказском федеральном округе осуществляется избыточное производство листового стекла, которое вывозится в другие субъекты Российской Федерации. При этом наблюдается недостаток цемента, керамического кирпича, изделий из гипса и извести строительной, который компенсируется поставками из других регионов. А Сибирский федеральный округ является избыточным по производству цемента и асбестоцементных изделий. При этом в округ ввозятся из других субъектов Российской Федерации листовое стекло, строительная известь, изделия из гипса и керамический кирпич.

Авторы Стратегии констатировали также утрату российского научного потенциала и разрушение связей отрасли с машиностроением, недостаточный уровень системы подготовки инженерно-технических специалистов и рабочих кадров и несовершенство системы технического регулирования. «Следствием накопления проблем является технологическое отставание промышленности строительных материалов от аналогичной промышленности в развитых странах, низкий уровень конкурентоспособности, энергоэффективности и производительности труда, а также высокая стоимость и низкое качество отдельных видов продукции», — говорится в Стратегии.

Документ предусматривает целый комплекс мер, направленных на решение существующих проблем. Особо стоит отметить меры по устранению территориальных диспропорций, в том числе разработку интерактивной карты промышленности стройматериалов, которая позволит отражать размещение предприятий отрасли по регионам. Планируется также сформировать среднесрочные и долгосрочные прогнозные балансы спроса и предложения стройматериалов. Все это поможет инвесторам принимать более обоснованные решения по размещению новых проектов.

Предполагается принять серьезные меры по стимулированию внутреннего спроса на продукцию отрасли. В частности, планируется увеличить объемы дорожного строительства с использованием цементобетона и композиционных материалов вместо асфальтобетона в качестве верхней части дорожного покрытия.

А для повышения уровня инновационной активности предприятий отрасли планируется осуществить целый комплекс мероприятий, включая восстановление отраслевой науки и обеспечение ее связи с производством путем организации отраслевого научно-исследовательского центра, поддержки внутрикорпоративной науки, организации деятельности инжинирингового центра по трансферу технологических разработок предприятиям, разработки нормативно-правовой базы и норм технического регулирования и др.

Одними из важных задач, на решение которых ориентируется Стратегия, являются импортозамещение и снижение зависимости отрасли от импортного оборудования, материалов и комплектующих. Для этого государственную политику в области импорта предусматривается ориентировать на стимулирование локализации производства продукции (технологий) на территории РФ. Ключевым механизмом здесь должен стать специальный инвестиционный контракт, с помощью которого планируется создавать производства с иностранными компаниями таким образом, чтобы освоить производство инновационных строительных материалов и обеспечить трансфер технологий.

Одновременно предполагается разработать и систему мер экспортной поддержки отечественных производителей стройматериалов.

Реализация предусмотренных Стратегией мер должна помочь ликвидировать существующие дисбалансы и способствовать «формированию высокотехнологичной, конкурентоспособной, устойчивой и сбалансированной промышленности строительных материалов инновационного типа». И, что особенно важно, создаст стимулы для организации новых предприятий, проведения технологического перевооружения и модернизации основных фондов отрасли. В конечном итоге это обеспечит экономику страны современными высококачественными строительными материалами, поможет создать новые рабочие места и повысить уровень жизни граждан.

«СГ» предполагает в ближайшем номере ознакомить читателей с мнениями экспертов о принятой Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года.


Справочно:

Основные показатели, характеризующие состояние промышленности строительных материалов Российской Федерации по итогам 2014 года:

  • доля валовой добавленной стоимости отрасли в объеме валового внутреннего продукта — 0,6%;

  • количество предприятий (хозяйствующих субъектов), предоставивших годовой финансовый отчет, — 1309, из них крупных и средних — 265 предприятий;

  • полная учетная стоимость основных фондов — 586 млрд рублей;

  • среднесписочная численность работников — 535,2 тыс. человек;

  • среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на одного работника — 27335 рублей;

  • производительность труда — 2729 тыс. рублей на человека в год (прирост 6,7% к итогу 2013 года);

  • выручка (нетто) от продажи продукции — 1461 млрд. рублей;

  • себестоимость реализованной продукции — 1024 млрд рублей;

  • убыток — 20 млрд рублей;

  • валовая рентабельность проданной продукции — 30%;

  • доля предприятий, осуществляющих технологические, организационные и (или) маркетинговые инновации, в общем количестве предприятий — 9,3%;

  • затраты предприятий на технологические инновации — 10,8 млрд рублей;

  • объем продаж инновационных строительных материалов в стоимостном выражении — 48,1 млрд рублей;

  • доля затрат на технологические инновации в общем объеме продаж строительных материалов — 1%;

  • объем импорта технологий, оборудования и услуг технологического характера — 995 млн долларов США;

  • затраты российских предприятий на услуги иностранных инжиниринговых (проектных) организаций — 440 млн долларов США;

  • доля инвестиций в импортные машины, оборудование и транспортные средства в общем объеме инвестиций — 36%.