Встреча эпох

В Токио открылся музей знаменитого японского художника Кацусика Хокусая

Открытие музея в токийском районе Сумида — событие и для любителей изобразительного искусства, и для тех, кто интересуется современной архитектурой. Здесь «встретились» два выдающихся японских мастера разных эпох: самый знаменитый японский художник укиё-э, иллюстратор, гравер эпохи Эдо (исторический период, охватывающий 1603-1868 гг. — «СГ») Кацусика Хокусай и известная женщина-архитектор Кадзуё Сэдзима.

Кацусика Хокусай жил в районе Сумида более двухсот лет назад. В музее даже есть карта, на которой отмечены его любимые места и точки, с которых видна натура, изображенная на его гравюрах. Конечно, главной ценностью музея, который уже включен во все путеводители в качестве места, обязательного к посещению, является коллекция из 1800 работ Хокусая, которая будет экспонироваться не целиком, а частями, чтобы у посетителей всегда был желание вернуться в музей и открыть для себя что-то новое. К слову, музей Хокусая расположен неподалеку от другого токийского музея — музея эпохи Эдо, и посещение обоих музеев может стать «поездкой выходного дня».

Помимо основной экспозиции, в музее Хокусая будут и «приглашенные» выставки, планируются лекционные программы и обучающие классы и мастерские, которые, по словам музейных работников, «позволят понять всю глубину работ художника». Местные власти также рассчитывают, что создание музея привлечет туда туристов и даст новый импульс развитию района. Интересная деталь: местные жители в связи с открытием музея могут получить уникальный номерной автомобильный знак.

Однако и само здание музея представляет интерес. Оно построено по проекту архитектора Кадзуё Сэдзима, соучредителя архитектурного бюро SANAA и лауреата Притцкеровской премии (самой престижной в области архитектуры) 2010 года. Эту премию Сэдзима получила вместе с Рюэ Нисидзава, соучредителем архбюро.

Пятиэтажное здание «одето» в алюминий и стекло и имеет угловатые формы. Это, по мысли архитектора, отсылает зрителя в работам Хокусая, в которых угол занимает важное место: с помощью косых линий и углов образуется перспектива, а рукотворное противопоставляется природному. На уровне улицы расположен застекленный «тоннель», позволяющий проходить под зданием в разных направлениях и заглядывать внутрь через сплошные стеклянные поверхности. Угловые срезы фасадов дают возможность естественному свету проникать внутрь выставочных пространств. «Угловая геометрия» просматривается и во внутренних помещениях.

Помимо выставочного пространства, в музее есть небольшая комната, в которой воссоздана мастерская великого художника. В мастерской посетители могут увидеть фигуру мастера — он работает, встав на колени. Но это не традиционная скульптура, а продукт высоких технологий — робот-аниматроник, полностью имитирующий работу руки художника, делающую штрих за штрихом.

Интересен и логотип музея. Он был выбран в результате открытого конкурса, прием заявок на участие в котором проходил еще в 2009 году. Победитель, художник Кийодзи Такаси, разработал логотип, напрямую связанный с «многоугольностью» здания: с одной из самых известных картин Хокусая были позаимствованы молнии, имеющие и художественный, и философский смысл. «Молнии говорят и об энергии, которой наполнены работы Хокусая, и о том, с какой скоростью распространяется информация в мире», — считают в музее.


Справочно:

  • Кацусика Хокусай (17601849) — великий японский художник, непревзойденный мастер укиё-э. Родился и умер в Эдо (Токио). Занимался иллюстрацией, гравюрой, ксилографией. Наиболее известен серией своих работ «100 видов горы Фудзи», которые считаются шедеврами мирового значения.

  • Кадзуё Сэдзима (1956) — известный японский архитектор, получила степени магистра архитектуры в Japan Women’s University (1981 год). В 2010 году стала первой женщиной-директором архитектурной секции Венецианской биеннале. В своих работах часто использует чистые, блестящие поверхности из стекла, мрамора или металла, кубы и геометрические формы.