Портовое переселение

Shutterstock
Большой морской порт Санкт-Петербурга готовится к передислокации

В Петербурге намечается к реализации мегапроект по переносу Большого морского порта в Ленобласть — в Усть-Лугу. На освободившейся территории планируется построить образцовый жилой район, который станет новыми морскими воротами в Северную столицу. Окончательное решение о целесообразности проекта должно быть принято до 1 августа 2021 года.

Идея перевести Большой морской порт из центра города обсуждается уже не одно десятилетие. Один из последних проектов, например, предлагал перебазировать портовые мощности в Ломоносов на территорию порта Бронка. Среди преимуществ такого перемещения называлось, что Бронка находится на территории Петербурга, а значит, городская казна не теряет доходы, да и проблема рабочих кадров не будет стоять так остро. На этот раз совладелец «Трансмашхолдинга» Андрей Бокарев предложил более радикальный вариант — перевести портовые мощности в порт Усть-Луга, а освободившиеся 600 га отдать под редевелопмент. Здесь планируется построить 4,8 млн кв. м жилья, деловых зон и объектов социальной инфраструктуры (3,64 млн кв. м — жилая застройка комфорт- и бизнес-класса, 778 тыс. кв. м — коммерческая застройка, 347 тыс. кв. м — социальные объекты). Автор концепции утверждает, что на этом месте можно будет возвести флагманский район, который станет катализатором городского развития, задаст новые стандарты комфортной городской среды для всей страны и «сформирует современный облик морского фасада и центра города». По проекту, здесь будут проживать 50 тыс. человек и появится 11,5 тыс. рабочих мест.

Предполагается, что перемена дислокации даст преимущества и портовикам. Среди потенциальных выгод называется меньшее транзитное расстояние до Европы (на двое суток), новая транспортная инфраструктура и лучшая по сравнению с устьем Невы ледовая обстановка зимой. Стоимость реализации проекта оценена в 440 млрд рублей.

Разработчики обещают 84 млрд рублей в год налоговых платежей с резидентов территории и сравнивают проект по масштабам со строительством объектов для олимпиады в Сочи и с освоением дальневосточного острова Русский. Реализовать задуманные планы предложено за счет средств инвесторов с использованием государственно-частного партнерства.

Свои предложения Андрей Бокарев представил президенту РФ Владимиру Путину. Инициатива была одобрена, Министерству транспорта и Росимуществу поручено «изучить вопрос». До 1 августа Минтранс должен принять решение о целесообразности вывода Большого морского порта Петербурга в Усть-Лугу. На днях к работе приступила межведомственная рабочая группа. Эксперты и бизнес также активно обсуждают перспективы переезда Морского порта в другой регион.

По словам генерального директора Knight Frank St. Petersburg Николая Пашкова, свободной земли в границах Петербурга осталось мало, в основном это бывшие сельхозугодья, поэтому в качестве естественного резерва для редевелопмента девелоперам стоит обратить внимание на «серый пояс» Петербурга. Эксперты говорят и о том, что территория Большого порта выглядит очень привлекательной для масштабного жилищного проекта. По мнению собственника и директора управляющей компании «Альфа Фаберже» Виталия Бахарева, этот участок у воды и недалеко от центра Петербурга будет востребован у застройщиков. По его словам, других сопоставимых по масштабу территорий, которые можно рассматривать как резерв для комплексной жилой застройки, в Петербурге почти не осталось. Эксперт по недвижимости Георгий Потанин утверждает, что локация порта интересна с точки зрения логистики, наличия воды, зеленой зоны. «Региональный застройщик уже «зашел» в локацию неподалеку от порта и рискнул построить там проект комфорт-класса с 4-метровыми потолками. Клиенты проявляют интерес к этому проекту. Таким образом, перспективы у района достаточно хорошие», — заявил он.

При этом, по мнению аналитиков, чтобы создавать фешенебельные кварталы, совсем не обязательно очищать всю территорию от портовых сооружений. Как рассказала представитель «Порт Гамбург Маркетинг e.B» в РФ Наталья Капкаева, в Гамбурге реализован проект, в чем-то напоминающий петербургский; там было решено весь порт не закрывать, а рекультировать только ту часть территории, которая не использовалась. И на этом месте сегодня отстроен один из самых фешенебельных кварталов города; сам порт продолжает работать, а квартиры, из которых открывается вид на порт, пользуются особым спросом. В связи с этим эксперты также предлагают рассмотреть варианты поэтапного переезда порта в Усть-Лугу или освобождения только части территории промышленной зоны. Как заметил заместитель генерального директора Фонда «ДОМ.РФ» Антон Финогенов, полностью выносить порт в Усть-Лугу нецелесообразно, достаточно будет убрать лишь грузопотоки с высокими экологическими рисками. Оставшиеся промышленные функции порта не только не помешают, а даже будут способствовать развитию территории. По мнению Антона Финогенова, вокруг них могут открываться центры переподготовки и отраслевые выставочные площади, лаборатории и бизнес-инкубаторы. В свою очередь, президент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Александр Ходачек также считает, что избавление центральной части Петербурга от огромной промзоны — это стратегия правильного градоустройства. По его мнению, новые общественные пространства с набережными, причалами для яхт и катеров и современные дома на берегу Финского залива могут стать морскими воротами города. Впрочем, увидеть эту красивую картину можно будет еще не скоро: если проект получит одобрение на федеральном уровне, то строительство нового морского квартала может занять от 15 до 20 лет.

Справочно:

В мировой практике есть примеры успешного выноса грузовых портовых мощностей и создания на их месте общественно-деловых и жилых районов. В Лондоне на месте территории Доклендс, где ранее находился порт, построены коммерческие и жилые здания. В Гамбурге на территории бывшего порта возведен новый архитектурный комплекс «Хафен-Сити» (HafenCity), в котором расположились офисные здания, жилые многоквартирные дома, магазины и набережная для прогулок. В Финляндии после того, как грузовой порт был вынесен из центра Хельсинки в Вуосаари, на его месте построена деловая и жилая недвижимость.


Теги: