Модульное будущее

Модульное будущее Фото: stroi.mos.ru

Ученые создают типовые проекты зданий для школ XXI века.

На состоявшемся в конце прошлого года Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих госуправление в сфере образования, министр образования и науки Дмитрий Ливанов сообщил, что разработка перспективных типовых проектов школьных зданий с учетом требований новых образовательных стандартов ведется в Национальном исследовательском Московском государственном строительном университете. Об этом беседа с ректором НИУ МГСУ Андреем Волковым.

410 Volkov(1).jpg

«СГ»: Андрей Анатольевич, в чем смысл этой инициативы? Как новые образовательные стандарты повлияют на концепцию проектирования «новых школ»?

Андрей Волков: В стране реализуется масштабная программа модернизации образования, которая касается, в том числе, школьного образования. При этом решаются две задачи. Во-первых, это обеспечение достаточного количества мест в школах, то есть строительство новых школьных зданий с учетом особенностей регионального развития нашей страны. И вторая — это создание школы нового типа, которая бы своей объемно планировочной, архитектурной концепцией, техническим оснащением способствовала реализации целого ряда новых функциональных требований к образовательному процессу.

Вот эту, вторую, задачу мы и решаем. Минобрнауки РФ и Минстрой РФ поручили университету создать типовые проекты школ по модульной технологии, которые удовлетворяли бы новым принципам построения школьного образования. В этих школах должна быть создана развивающая образовательная среда, где вся обстановка вокруг ученика будет способствовать его развитию, выявлению его способностей, самовыражению.

«СГ»: Какими средствами можно добиться этого?

А.В.: Пространство школы должно быть максимально вовлечено в образовательный процесс. Это определяет и экономическую эффективность проекта, потому что чем больше площадей мы задействуем для основной деятельности, тем эффективнее решение. Должен быть реализован комплексный подход к проектированию, который заключается в учете различного рода национальных, социальных, территориальных, природно-климатических особенностей региона, в котором идет строительство. Типовая школа, построенная в соответствии с принципами модульного проектирования, будет вовсе не тождественна безликой серой коробке, как в нашем знаменитом новогоднем фильме. Проект в каждом конкретном случае будет индивидуальным как по визуальному восприятию, так и по компоновке модулей, функциональному назначению, масштабу.

410 22.jpg

Министерство образования и науки сформулировало принципы, которые мы должны заложить в проектирование новых школ. Один из них — принцип универсального учебного кабинета, который рассчитан на организацию фронтальных, групповых и индивидуальных занятий. Кабинет своим объемно-планировочным решением, техническим оснащением, мебелью, схемой освещения должен обеспечивать возможность одинаковой эффективности работы по всем трем формам организации занятий. Предметные кабинеты должны включать учебные комнаты, помещения для практических занятий, лаборантские. Надо также предусмотреть общешкольное лекционное помещение с современным мультимедийным оборудованием. Каждую школу будет украшать атриум.

«СГ»: Можно ли будет масштабировать типовые школы за счет увеличения количества модулей?

А.В.: Основные модули — учебные. Как правило, минимальная комбинация учебных модулей рассчитана на одну так называемую параллель — 330 мест с первого по одиннадцатый класс при расчетной наполняемости класса в 30 учеников. В зависимости от планируемой наполняемости школы можно варьировать количество модулей. Таким образом, можно получать объект нужного масштаба.

В принципе, если говорить о модулях, они делятся на два больших блока — базовые и дополнительные. Базовые — это учебные, общешкольные помещения, столовая, спортзал, актовый зал, библиотеки, административные, медицинские помещения и так далее. Дополнительные модули — это, например, модуль технологических мастерских, специализированные модули для обучения детей с ограниченными возможностями, модули делового, лингвистического центра, зимний сад, живой уголок и даже жилые модули, если планируется школа-интернат.

410 большая сцена -11 copy.png

Проектные решения касаются и при школьных территорий — открытых площадок и элементов благоустройства. К ним относятся теннисные корты, тренажерные площадки, летний театр, площадка для изучения правил дорожного движения, хозяйственные площадки.

«СГ»: Как это вписывается в требования различных нормативов?

А.В.: Мы сегодня разрабатываем не только архитектурные и объемно-планировочные решения. Нам надо также понять, какие нормативные и технические документы следует пересмотреть, подкорректировать для того, чтобы воплотить новую концепцию в жизнь. То есть нам надо еще проанализировать соответствующую нормативную базу, которую необходимо менять, и обосновать свои предложения на основе анализа мирового опыта.

«СГ»: У Минстроя есть свой каталог типовых проектов, в том числе и школ. Как это согласуется с вашей работой?

А.В.: Сегодня реализуются две концепции. У Минстроя, действительно, есть каталог типовой проектной документации для целей повторного применения, но в нем содержатся проекты уже существующих объектов. Это не то, что мы хотим предложить, потому что мы работаем над концепцией школы завтрашнего дня. Школа, спроектированная в соответствии с новыми принципами, обладает большей эффективностью и, если угодно, смыслом. Существующий коэффициент эффективности рассчитывается из соотношения площадей, используемых непосредственно в образовательном процессе к общему количеству площадей. Как правило, в действующих школах этот коэффициент менее 0,5, тогда как в наш проект закладывается коэффициент, превышающий этот показатель. При этом мы имеем возможность снизить нормативную цену строительства. То есть стоимость строительно-монтажных работ при типовом проектировании станет прогнозируемо снижаться с одновременным повышением качества предлагаемых решений.

«СГ»: Ваш проект — некое единое универсальное проектное решение, которое потом будет привязано к реальным условиям конкретного региона?

А.В.: Да, это так. Мы делаем несколько эталонных проектов, которые различаются по масштабу учреждения. Это как конструктор LEGO. Заказчик выбирает количество параллелей и схему их комбинации, а также некоторый объем опций — например, бассейн или эксплуатируемая кровля. Все в зависимости от требований заказчика. В любом случае базовая комбинация модулей выполняется на основе ограниченного набора решений, а набор дополнительных модулей формируется в соответствии с предпочтениями и возможностями заказчика. Кроме того, заказчик может выбирать материалы для строительства объекта. Как правило, это местные материалы для обеспечения экономической эффективности. Например, есть возможность выбора отделки, соответствующей национальным и региональным особенностям. В Москве и в Казани эти объекты могут выглядеть по-разному, при этом обеспечивая одинаковые функциональные возможности.

Полагаю, будущее именно за таким типовым проектированием нового уровня. Мы не ограничиваемся только стройкой, мы стремимся охватить весь жизненный цикл. И, проектируя типовой объект, можно еще до того, как будет заложен первый камень в фундамент, сказать, сколько будет стоить этот объект, в том числе в части эксплуатации и совокупной стоимости владения. Для решения подобных задач мы используем те наработки, которые появились в университете в процессе формирования концепции интеллектуального управления зданиями, комплексами и территориями класса «умный город».

Причем реальным проектированием и строительством конкретных школ будут заниматься учреждения и организации в регионах. Мы же разрабатываем эталонные решения, осуществляем научно-техническое сопровождение, курируем эти проекты в целом. А в регионах, если потребуется помощь региональных строительных вузов, мы готовы реализовать эту схему в сотрудничестве с ними.