Давайте чаще общаться!

В городе на Неве осваиваются новые общественные пространства

Петербург — это город, созданный для любви. К такому выводу пришли специалисты Центра городской антропологии московского консалтингового бюро «Стрелка» в ходе исследования, посвященного событийной карте Петербурга. Они проанализировали, чем живут горожане и какими бы хотели видеть городские общественные пространства. По словам заместителя руководителя центра Дарьи Радченко, исследование показало, что Петербург — это особый город. «Чтобы понять его, с ним надо наладить контакт. Если этого не произойдет — человеку здесь будет некомфортно», — говорит она. Дарья Радченко также считает, что это город, созданный для любви. В отличие от Москвы, где все же лучше строить карьеру.

При этом, как оказалось, сами петербуржцы и гости города видят его по-разному. Для приезжих город на Неве — большой, просторный и масштабный. А вот петербуржцы, которые родились здесь, считают Питер, наоборот, камерным и уютным. Кстати, эксперты отмечают и еще одну характерную черту жителей Северной столицы — открытость и готовность прийти на помощь. «При этом Петербург сегодня воспринимается больше как европейский город, являющийся частью Балтийского региона, чем России. Наши опросы показали, что петербуржцы сегодня охотно ездят на премьеры в театры Хельсинки или Таллинна, предпочитая их Москве», — говорит Дарья Радченко. А вот иностранцы ради театральных или выставочных премьер Петербург не посещают. «Потому что питерские события, кроме экономического форума, за рубежом не рекламируются. Пока это чисто внутренний продукт», — отмечает Радченко.

Европейский тренд или модный бренд?

В последнее время на событийной карте Петербурга определился ряд важных трендов. Один из них — это освоение новых общественных пространств. Например, сегодня стало обычным явлением, когда площадка рок-клуба используется для чтения научных лекций. Или когда на улице проходят различные гастрономические мероприятия. Еще одно новое веяние — посещение лекций в аэропорту на время задержки вылета самолета. Эксперты считают, что если раньше узнать побольше о том или ином событии люди предпочитали из Интернета, то теперь им этого мало. Требуется личное общение. Поэтому и возник интерес к посещению различных публичных мероприятий. По словам Дарьи Радченко, у петербуржцев изменилось и отношение к музеям. Если раньше походы на выставки планировались заранее, то сегодня многие ходят на вернисажи в обеденный перерыв или в «окно» между лекциями. Решение сделать это порой рождается спонтанно. Если это так, то какими должны быть новые общественные пространства Петербурга? Аналитики утверждают, что они должны быть разными.

В настоящее время в Петербурге существует как минимум 40 малых креативных пространств. Вот только некоторые из них. Креативное пространство «Архитектор» открылось в особняке на Миллионной, 10, когда-то принадлежавшем легендарному архитектору А. И. Штакеншнейдеру. Создатели и арендаторы пространства, буквально поднявшие особняк из руин, открыли в нем клуб «Штакеншнейдер», магазины одежды от местных дизайнеров, магазинчики хэндмэйда и винила. На 8-ой Советской улице, 3, где когда-то была каретная станция, открылось арт-пространство «Третий кластер». Здесь уже работают географический бар Humboldt, специализирующийся на кухне разных стран мира, кондитерская лавка, кулинарная для проведения мастер-классов и гастрономических вечеров. «Ткачи» — один из самых больших лофтов Петербурга. Пространство занимает здание одного из корпусов «Новой бумагопрядильной мануфактуры» — крупнейшей ткацкой фабрики своего времени. Здание на набережной Обводного канала, 60, перед открытием лофта было полностью отремонтировано (и это редкий случай, обычно ремонт из-за нехватки у креативных пространств денег проводится перманентно). Теперь здесь располагаются несколько магазинов петербургских, российских и западных дизайнеров одежды, магазины редких винтажных вещей, фирменный салон велосипедов, разнообразные творческие мастерские. Самые известные в Петербурге общественные креативные пространства — это «Новая Голландия» и лофтпроект «Этажи».

Спальные районы — равнение на центр

«Большинство общественных пространств тяготеет к историческому центру города. Самое большое их число находится в Центральном районе, меньше на Петроградской стороне и совсем мало на Васильевском острове», — отмечает Дарья Радченко. А вот спальные районы подобным разнообразием похвастаться не могут. В этом смысле «повезло» Приморскому району, на территории которого есть парк 300-летия Петербурга, а также будущие пространства строящейся башни «Лахта центра». Хотя многие эксперты считают, что парк 300-летия — не лучшее место для отдыха. По их мнению, в нем «неимоверно дует». Раньше был вай-фай, но теперь он закончился. «Просто так сидеть, когда дует, невозможно», — резюмирует Наталья Трунова.

Не избалованные общественными пространствами петербуржцы сегодня голосуют «рублем» за то, чтобы у них под окнами были хоть какие-то зеленые зоны, детские площадки, площадки для воркаута… Эксперты отмечают: если раньше квартиры в новостройках Петербурга «раскупали как горячие пирожки», сметая все, что предлагал рынок, то сегодня покупатель стал более разборчивым. Он уже не хочет платить только за квадратные метры, ему уже недостаточно просто квартиры и парковочного места. Покупатель квартиры хочет видеть рядом со своим домом комфортную среду, где бы можно было и отдохнуть, и с пользой провести досуг. По словам генерального директора Института территориального планирования «Урбаника» Антона Финогенова, более 90% нового жилья строится сегодня в отдаленных спальных районах. С учетом того, что проблема транспортной доступности в городе обостряется, будет расти и проблема доступности культурного досуга, считает он. Первыми на это, кстати, уже отреагировали собственники торговых центров, которые в последнее время все активнее стали предоставлять свои площади под развлекательную инфраструктуру. Антон Финогенов говорит, что делают это они отнюдь не из любви к покупателям, а для того чтобы повысить посещаемость магазинов. По его прогнозам, через 7-10 лет мы можем «потерять» и серый пояс, который уже не будет отвечать требованиям, предъявляемым для проведения культурных событий. Большая часть бывших территорий промпредприятий может стать непривлекательной для инвестиций.

Не только бизнес

Аналитики убеждены, что современный город не может существовать без общественных пространств. Поэтому создание «событийной карты Петербурга» необходимо продолжать. Ведь у этих проектов, несмотря на их очевидную социальную функцию, есть положительная инвестиционная перспектива. По мнению генерального директора Knight Frank SPb Николая Пашкова, само по себе общественное пространство, конечно, не генерирует доход. Но если вокруг него «посадить» магазинчики, лавочки, кафе — они будут зарабатывать больше, чем если бы просто сидели в «бизнес–центре». Пример того, как можно «из ничего» создать культовое место — Новая Голландия. «Это хороший пример, который можно клонировать», — считает Николай Пашков.


Справочно

По данным исследований, проведенных в Нью-Йорке, на один доллар, потраченный на благоустройство улиц, каждый житель получает в перспективе выгоду 5,8 доллара.