Американская компания разработала технологию быстрого строительства тоннелей небольшого диаметра
Инженеры компании Lock Block (США), специализирующейся на сооружении конструкций из бетонных блоков, решили использовать для возведения арочных мостов и тоннелей принцип конструктора Lego. Как известно, в этом детском конструкторе основой является «кирпичик», снабженный элементами для соединения с другими такими же «кирпичиками». Бетонные блоки от Lock Block тоже снабжены рельефными рабочими поверхностями, которые, соединяясь с другими блоками, не позволяют конструкции «играть» от вибрации или механических нагрузок. Имеющие немного разную форму блоки складываются в классическую арку в поперечном сечении. «Гвоздь» конструкции — замковой камень (видимо, поэтому компания носит имя Lock Block) — ключ свода, который замыкает сооружение в прочную несущую систему.
Для поддержки блоков, которые составляют свод тоннеля, в момент монтажа в траншею загоняют грузовик со специальным приспособлением на платформе. Это приспособление представляет собой разрезанный пополам конус, снабженный роликами по всей поверхности. Радиус основания этого полуконуса в голове платформы несколько больше радиуса свода будущего тоннеля. К концу платформы радиус полуконуса уже меньше радиуса свода. Блоки свода оснащены специальными креплениями, с помощью которых они цепляются талями к ковшу экскаватора (даже не подъемного крана!), который укладывает их в свод тоннеля.
В момент укладки блоки поддерживаются снизу полуконусом платформы. Когда секция свода «собрана», и в щелыгу (верхняя линия, или хребет свода) заложен замковой блок, грузовик отъезжает вперед ровно настолько, чтобы лишить собранную секцию нижней «поддержки». Вся секция смыкается, образуя классический цилиндрический свод, работающий по законам физики, известным еще античным архитекторам и строителям. И можно укладывать следующую секцию. Снаружи на половину высоты тоннеля подсыпается и уплотняется грунт.
По подсчетам представителей компании, на укладку одной секции тоннеля высотой три метра и длиной полтора требуется всего пять минут. Несложно подсчитать, что при непрерывной работе в несколько смен, с правильно организованной логистикой, за сутки можно построить тоннель протяженностью в четыреста метров! Оснастка для отливки «кубиков» этого конструктора позволяет производить бесконечное множество блоков. Один бульдозер для земляных работ, один экскаватор, один грузовик с поддерживающей платформой, три смены рабочих для круглосуточной работы — и можно строить тоннели рекордными темпами.
Другое дело, кому и для чего такие тоннели нужны? Очевидно, что тоннель определенного размера по высоте и ширине имеет несколько ограниченную сферу применения. Для автомобильного тоннеля такой проход (диаметр три метра) все же узковат. Можно, конечно, использовать такие тоннели в качестве скотопрогонников под крупными автомагистралями.
Или возводить их в лавинно- и селеопасных горных районах. Кроме того, описанная технология пригодна и для строительства арочных мостов.
КОММЕНТАРИЙ
Сергей Быковских , заместитель начальника отдела инноваций и проектирования управления дорог и транспорта Липецкой области :
«Технология весьма впечатляющая. Точнее, впечатляет скорость сооружения тоннеля. Если правильно все организовать, то итоговый результат, который анонсируют американцы, вполне достижим. И самое интересное — технология не требует больших затрат. Но вот с массовым запросом на подобные тоннели может быть проблема. На мой взгляд, потребность в таких сооружениях ограничена. Впрочем, если авторы технологии смогут масштабировать свое сооружение до размеров стандартного автомобильного тоннеля, то к ним выстроится очередь».