Свои рулят

Shutterstock
Отечественные машиностроители берут покупателей высокой экономической эффективностью своей техники и ее низкой ценой

По данным «Росспецмаш-Стата», российские производители строительно-дорожной техники (СДТ) выпустили в I квартале 2021 года продукции на общую сумму 10,6 млрд рублей, что на 26% больше, чем годом ранее. При этом отгрузки кранов-трубоукладчиков за три месяца увеличились в количественном выражении в 2,4 раза, бульдозеров — на 67%, кранов-манипуляторов — на 58%, мини-погрузчиков — на 22%, фронтальных погрузчиков — на 20%, экскаваторов — на 18%.

Впрочем, годовой прогноз производства и отгрузок СДТ можно делать только по итогам окончательного решения относительно индексации ставок утилизационного сбора на ввозимую специализированную технику: отечественные машиностроители просят правительство поддержать увеличение «утильсбора» более чем вдвое. По их мнению, это позволит сохранить положительную динамику, продолжить наращивать инвестиции в модернизацию предприятий и в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), решить вопрос недозагруженности мощностей, создавать новые рабочие места, поддерживать заводы по производству комплектующих через растущие объемы заказов и благодаря требованиям по увеличению уровня локализации продукции спецмашиностроения.

На производство российской СДТ в целом уже весьма положительно повлияли фактор отложенного спроса и своевременно запущенная практически протекционистская господдержка сектора. Среди таких антикризисных мер, к примеру, программа Минпромторга РФ «Направления стимулирования промышленного развития (в соответствии с федеральным законом «О промышленной политике в РФ»)», включающая в себя субсидирование производства и создания инфраструктуры, налоговые льготы и др. Кроме того, осуществляется поддержка научно-технической деятельности и инноваций российских машиностроителей, в том числе размещение госзаказа на НИОКР, их субсидирование, стимулирование спроса на инновации, поддержка инжиниринга и т. д. Предоставляются также преференции при госзакупках — запреты и ограничения на импортную продукцию, приоритет российских товаров.

Немаловажно и то, что отечественная спецтехника и сама демонстрирует высокую экономическую эффективность в процессе эксплуатации при невысокой относительно импортных машин стоимости. Именно поэтому рост в начале года мог бы быть еще более существенным, если бы не ряд сдерживающих факторов. Среди них демпинг со стороны иностранных, в частности, китайских компаний, которым всячески и существенно помогает в работе на чужих рынках свое правительство.

«Западники» сообща стараются купировать относительную дешевизну российской техники активным выпуском в оборот восстановленной техники, собранной из бывших в эксплуатации комплектующих и реализуемой под видом новой. Эта «фишка» давно является предметом бурного возмущения российских участников рынка СДТ. Через правительство ими были даже «продавлены» ограничительные барьеры для поставок такой продукции на наш рынок. Но, скажем, экскаватор Volvo ЕС300Dl — это все равно «Вольво» с огромным ресурсом доверия даже к подержанной технике. А именно такие экскаваторы, например, начали сейчас усиленно поставлять в Россию (после, естественно, квалифицированного восстановления).

Кроме того, негативно на развитии российского рынка СДТ по итогам 2021 года еще могут сказаться наблюдаемый в последнее время беспрецедентный рост цен на металл и увеличение тарифов на электроэнергию. При этом производители отечественной спецтехники традиционно не повышают цены на продукцию более чем на величину индекса дефлятора.

«Сегодня, пожалуй, можно, говорить об уникальном явлении на российском рынке СДТ, — рассказывает председатель комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Андрей Комов. — Я не припомню одновременного воздействия такого количества факторов на рынок, которые очень плотно наслоились один на другой и в совокупности привели к значительному росту». Вместе с тем, по словам эксперта, сейчас все больше проявляется дефицит машин ввиду проблем у всех производителей с компонентами, логистикой и другими последствиями все еще продолжающейся пандемии. «Ну и, наконец, не забываем про ажиотажную составляющую от Минпромторга: рынок серьезно испуган инициативой многократного увеличения «утильсбора» на все подряд, что уже привело к панической скупке складских запасов машин. В устойчивости этого тренда у нас, конечно, большие сомнения. Да, мы верим в положительную динамику, но реализация планов регулятора может потянуть рынок и вниз», — предупреждает представитель АЕБ.

10,2 млрд рублей составила с начала года общая сумма отгрузки строительно-дорожной техники на внутренний рынок (на импорт пришлось всего 400 млн рублей)