Шлаки в дело

Томские ученые разработали суперпрочный цемент

Специалисты Инжинирингового химико-технологического центра Томского государственного университета (ТГУ) совместно с новосибирской компанией «Крона» разработали новую технологию производства безклинкерного цемента повышенной прочности. Как сообщили «СГ» в пресс-службе ТГУ, при производстве в качестве сырья используются отходы металлургической промышленности, а именно доменные шлаки.

«В нашей стране технология изготовления шлакощелочного (ШЩБ) бетона впервые была разработана в середине ХХ века, — говорит директор по развитию ИХТЦ ТГУ Илья Мазов. — Его применяли при строительстве Байконура и гротов для подлодок, но теперь эти технологии основательно позабыты. В Европе ШЩБ продолжают выпускать десятками миллионов тонн в год, поскольку он незаменим при изготовлении массивных бетонных конструкций. К примеру, в Нидерландах производство такого бетона составляет 54% от всего объема». Как отмечают разработчики, томская технология несколько проще, чем существующие зарубежные аналоги. Традиционно после помола компоненты цемента — клинкер, гипс и добавки — обжигают при температуре 14001500°С. Металлургический шлак уже прошел температурную «обработку», поэтому можно сэкономить на энергии.

По словам Ильи Мазова, на основе получаемого цемента можно получать шлакощелочные бетоны повышенной прочности, устойчивые к агрессивной среде и высокой температуре. «У ЩЩБ, изготовленного на основе безклинкерного цемента, множество преимуществ, — поясняет Мазов. — Он обладает высокой химической устойчивостью к хлоридам, сульфатам и кислотам. У него меньше капиллярных пор, что значительно уменьшает водопоглощение и увеличивает морозостойкость. При этом безклинкерный цемент стоит меньше обычного».

По информации разработчиков, помимо возведения зданий, этот цемент можно использовать в дорожном строительстве. Стоимость работ при укладке ШЩБ в 1,5-2 раза выше, чем у асфальтобетона, однако он намного прочнее, срок эксплуатации таких дорог — до 40 лет. Для сравнения, средний срок службы обычного асфальтобетона — 8 лет.

Испытания новой технологии уже проведены на заводе «ЗЖБИ-Комплекс» в Новосибирске. На основе цемента из доменных шлаков там были изготовлены опытные изделия для прокладки подземных коммуникаций. Они успешно прошли испытания на прочность.