С большим запасом

eurocement.ru
Мощности российской цементной промышленности сегодня заметно превышают спрос

Текущая динамика промышленности строительных материалов вызывает у экспертов сдержанный оптимизм. В целом производство растет, и почти все подотрасли показывают прирост объемов производства по итогам 9 месяцев 2019 года, исключения составляют лишь кирпич строи тельный и шифер. Однако спрос остается вялым, и это предопределяет относительно низкую загрузку производственных мощностей. Типичная ситуация сложилась и в цементной промышленности (51% загрузки). Эта отрасль ПСМ генерирует наибольший денежный поток по сравнению с другими сегментами, а ее состояние в наибольшей степени характеризует общую ситуацию в промышленности стройматериалов в целом.

По данным отраслевой статистики, производство цемента за 9 месяцев текущего года выросло на 8,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года. На начало 2019 года в России насчитывалось 58 цементных заводов полного цикла и 7 помольных установок суммарной мощностью 102,8 млн тонн цемента в год. Располагаемая фактическая мощность действующих цементных производств РФ составляет 96,4 млн тонн. В последние годы цементная промышленность входила в число отраслей, где технологическое обновление шло наиболее быстрыми темпами. Так, за период с 2008 по 2016 год было введено 25 новых технологических линий общей мощностью 34,6 млн тонн. Не стали исключением и два последних года. Самый свежий пример: в 2018 году была введена третья технологическая линия мокрого способа производства на АО ПО «Якутцемент», что увеличило мощность производства до 500 тыс. тонн в год. В результате по итогам 2018 года доля объема производства цемента по энергосберегающим технологиям достигла 58,2% (против 52,7% в 2017 году). И есть основания рассчитывать на ее дальнейшее увеличение и рост отраслевой производительности труда.

Одним из следствий активного развития отечественной цементной промышленности стало сокращение объемов импорта. Так, в 2008 году ввоз в РФ цемента достиг исторического максимума — 7,3 млн тонн, но начиная с 2014 года объемы импорта сокращались и составили в 2018 году 1,5 млн тонн. Однако в связи с вводом в эксплуатацию трех новых технологических линий общей мощностью 4,7 млн тонн в Республике Беларусь следует ожидать увеличения поставок цемента из этой страны на рынки сопредельных регионов России. В целом сегодня импорт оказывает существенное влияние на баланс спроса и предложения и ценовую конъюнктуру только в СЗФО и ЮФО.

Что касается экспорта, то его объем за 2018 год составил всего 1,7% от общего производства. Лидером по экспорту является ООО «Южно-Уральская горно-перерабатывающая компания» (за границу идет 35% от общего объема производства), а крупнейшим потребителем российского цемента закономерно является Казахстан, ввиду того, что расстояние от российских заводов до потребителя в северо-западных областях республики существенно короче, чем до казахстанских цементных заводов. «Мы рассматриваем экспорт цемента российскими производителями, скорее, как вынужденную меру, связанную с отсутствием достаточного спроса на внутреннем рынке», — комментируют специалисты инвестиционно-консалтинговой компании СМПРО.

Более 75% потребления цемента приходится на Европейскую часть России и лишь 25% — на азиатскую часть. При этом практически на всех региональных рынках цемента в России наблюдается существенный профицит мощности. Исключение составляет СКФО, где потребление превышает мощности. Тем не менее, в южном регионе России (ЮФО плюс СКФО) достаточно мощностей для удовлетворения потребностей региона. В целом, оценивая итоги последних лет, можно сказать, что увеличение производства (около 35 млн тонн новых мощностей за последнее десятилетие) и падение объемов потребления привело к существенному дисбалансу рынка. Эксперты полагают, что неравновесие спроса и предложения, в том числе в территориальном разрезе, является одной из серьезных проблем, которую следует учитывать при разработке планов развития ПСМ на перспективу до 2030 года.

Оценивая перспективы рынка, исполнительный директор СМПРО Евгений Высоцкий отмечает, что потребление цемента в России в 2019 году может составить 57,4 млн тонн (темпы роста потребления снизятся с 7,9% до 6,3%). В перспективе до 2025 года в России достаточно мощностей для удовлетворения потребностей строительной индустрии, в том числе с учетом целевых объемов строительства, определенных национальными проектами и государственными программами.

Справочно:

Стратегический анализ конкурентоспособности предприятий цементной промышленности показал, что в текущих условиях индекс конкурентоспособности (К-Индекс) отдельных новых «сухих» предприятий сопоставим с К-Индексом отдельных «мокрых» предприятий. Это означает, что, кроме фактора «Способ производства», на конкурентоспособность предприятия влияет удаленность предприятия от ключевых рынков продаж (логистика). И эта проблема, в отличие от способа производства, «не лечится». «Кроме себестоимости, существенные составляющие стоимости товара у потребителя — финансовые затраты на тонну и логистика, — отмечает Евгений Высоцкий. — Таким образом, вопреки распространенному мнению, выбор способа производства не является определяющим фактором для оценки конкурентоспособности предприятия».

Справочно:

В 2016-2018 годах в связи с увеличением объемов отгрузок цемента автомобильным транспортом на коротком плече использовать ж/д транспорт стало более целесообразно для поставок в удаленные регионы. Из-за этого в 2018 году среднее расстояние ж/д отгрузки цемента увеличилось на 1,5% (до 831 км).


Теги: