КРТ во главе угла

Андрей Никеричев/ АГН «Москва»
Владимир Жидкин о принципах и перспективах развития Новой Москвы

С момента присоединения к столице Троицкий и Новомосковский округа (ТиНАО) сильно изменились. Вместо разрозненных и зачастую неблагоустроенных участков здесь формируется современное, комфортное городское пространство. О перспективах и принципах развития Новой Москвы «Стройгазете» рассказал руководитель Департамента развития новых территорий Москвы Владимир ЖИДКИН.


«СГ»: Владимир Федорович, как сказался «коронакризис» на развитии новых округов Москвы? Ощущаются ли какие-то трудности сегодня?

Владимир Жидкин: В целом пандемия не оказала существенного воздействия на развитие новых территорий. Да, были приняты меры ограничительного характера, связанные с санитарными правилами, в том числе на стройках. Но здесь плотность работников не такая, как, скажем, пассажиров в метро, да и работают люди не в закрытом пространстве. К тому же в местах проживания строителей были приняты все меры для предотвращения заражения.

В связи с этим можно с уверенностью сказать, что все эти ограничительные меры не скажутся на объемах ввода недвижимости в ТиНАО. Стройка возобновилась в полном объеме, причем и на бюджетных, и на девелоперских площадках. Работы ведутся в усиленном режиме. Уверен, что необходимый темп будет достигнут в самые сжатые сроки и в ближайшие месяцы строители преодолеют отставание, которое образовалось из-за приостановки работ.

Единственная проблема — нехватка рабочей силы. Из-за закрытых границ многие специалисты не могут к нам приехать, но мы всем комплексом работаем над решением этого вопроса.

«СГ»: Расскажите о планах по вводу недвижимости на этот год и в перспективе.

Владимир Жидкин: В этом году в ТиНАО планируется сдать 2,7 млн квадратных метров недвижимости, в том числе 2 млн «квадратов» жилья, что сопоставимо с прошлогодними показателями. С начала года уже построено почти 850 тыс. кв. м недвижимости, в том числе более 700 млн «квадратов» жилья. Всего же к 2023 году Новая Москва по объему ввода недвижимости преодолеет планку в 30 млн кв. м.

Если говорить о социальных объектах, то на обозримое будущее они остаются у нас безусловным приоритетом. Всего на этот год запланировано строительство 13 детских садов на 2935 мест, 14 общеобразовательных учреждений на 9250 мест, 4 пожарных депо на 16 машиномест, а также трех объектов здравоохранения, один из которых уже введен. Планируем к 2023 году ввести в ТиНАО более сотни различных социальных объектов; такой объем позволит обеспечить услугами активно растущее население Новой Москвы. Показательно, что детские сады, школы, поликлиники и спортивные сооружения строятся параллельно с жильем как в новых районах, так и в сложившихся ранее кварталах.

Не менее важно и то, что здесь же создаются рабочие места. Так, более 10 тыс. рабочих мест создано на первых этажах новых жилых зданий, где были открыты ателье, аптеки, различные пункты бытового обслуживания и магазины. И это помимо мест приложения труда на соцобъектах, на крупных предприятиях и производствах. Только в этом году предполагается сдать более 570 тыс. кв. м социальных и промышленных объектов.

«СГ»: Недавно был принят федеральный закон о комплексном развитии территорий (КРТ). Исходя из планов строительства, можно сказать, что его положения уже применяются на присоединенных территориях?

В.Ж.: Заметим, закон принят совсем недавно, а в проекте «Новая Москва» принцип КРТ был поставлен во главу угла изначально, то есть в 2012 году. Получается, многие положения этого федерального закона в Новой Москве уже апробированы и проверены временем и, по мнению ведущих урбанистов, а также признанных и авторитетных строителей и архитекторов, весьма успешно выполняются. Более того, проект признан крупнейшим в Европе и по объему инвестиций, и по масштабам строительства, и по охвату территорий. Стратегия комплексного развития, выбранная ранее, полностью себя оправдывает.

Фактически здесь создается город, в котором строится и развивается одновременно все, что нужно людям для полноценной жизни: дороги, метро, общественный транспорт, возводятся жилье, социальная инфраструктура, создаются рабочие места. Собственно, эта стратегия и прописана четко в Генплане развития ТиНАО. Конечно, реализация этого принципа — дело не только дорогостоящее, но и весьма сложное с организационной точки зрения, ведь участвуют в этой масштабной работе десятки тысяч ученых, проектировщиков, архитекторов, инженеров, строителей, дорожников…

Сегодня покупатели жилья ориентируются как на будущую квартиру, так и на район, то есть на среду, в которой они будут жить. Первостепенное значение для них теперь приобретают не только квадратные метры, но и комфорт и безопасность жизни, экономия личного времени и удобство пользования социальной и коммерческой инфраструктурой, экология и близость места работы.

«СГ»: Как соблюдается баланс между жилой и нежилой застройкой в Новой Москве?

В.Ж.: Безусловно, разумный, экономически и социально обоснованный баланс здесь — очень значимый фактор в развитии новых территорий. При том, что с 2012 года в ТиНАО введено 21,1 млн кв. м недвижимости, жилье составляет только 15,4 млн кв. м, а остальное — как раз социальные объекты и недвижимость под рабочие места.

«СГ»: Насколько острым был вопрос нехватки социальной инфраструктуры на момент вхождения новых округов в состав Москвы?

В.Ж.: На территориях, вошедших в состав ТиНАО, катастрофически не хватало школ, поэтому дети нередко занимались там в две смены. Ощущался также недостаток детских садов, объектов здравоохранения. Местные бюджеты не позволяли решить проблему этого дефицита на протяжении многих десятилетий, но с началом развития новых территорий ситуация стала заметно меняться к лучшему. Только за счет города было построено 54 детских сада, 19 школ, 15 объектов здравоохранения. в строительстве социальных объектов? В.Ж.: Безусловно, за счет инвесторов здесь уже введено более 50 различных социальных объектов. Более того, мы согласовали с ними совместные планы на будущее. Сейчас девелоперы строят порядка 20 соцобъектов и еще несколько проектируют. А в ближайшие пять лет в ТиНАО за счет инвесторов планируется построить 112 социальных объектов: 41 школу на 43 тыс. учащихся, 64 детских садика на 15,5 тыс. детей, 7 поликлиник на 2,4 тыс. посещений в смену. Причем все школы, детские сады, больницы и поликлиники будут соответствовать требованиям безопасности, экологичности и безбарьерной среды.


«СГ»: Это то, что касается объектов социальной инфраструктуры. А сама Новая Москва в целом привлекательна для инвесторов как площадка?

В.Ж.: Действительно, интерес инвесторов к градостроительным проектам на территории ТиНАО велик. Причем диапазон предлагаемых ими проектов весьма широк — от уникальных детских садов до крупнейших офисно-деловых центров.

Надо заметить, что инвестиционная привлекательность ТиНАО формируется благодаря многим факторам: наличию и дальнейшему строительству транспортной и инженерной инфраструктуры, налоговым льготам и преференциям, установленным правительством города, предоставлению под производственные объекты земельных участков по минимальным расценкам. Не последнюю роль играют также грамотная кооординация комплексного развития крупных точек роста и компенсационные выплаты за создание рабочих мест. Думаю, в немалой степени благодаря всему этому объем инвестиций в Новую Москву за восемь с половиной лет превысил 2 трлн рублей.

Стоит также отметить, что на каждый выделенный из бюджета города рубль девелоперы инвестируют 3 рубля. Например, из 2 трлн рублей, уже привлеченных в проекты ТиНАО, только 490 млрд рублей приходится на долю московского бюджета, еще 20 млрд — на федеральный бюджет, а остальное — частные средства.

С учетом этих данных, городом, федеральным центром и девелоперами к 2035 году в ТиНАО будет инвестировано порядка 7 трлн рублей.

«СГ»: Одним из наиболее масштабных и ярких проектов, позволяющих привлечь инвестиции, станет новый «Сити» — административно-деловой центр. Как идет реализация этого проекта?

В.Ж.: Да, административно-деловой центр (АДЦ) в поселке Коммунарка станет одной из самых перспективных точек роста в Новой Москве. Общая его площадь составит 4,5 млн кв. м, включая 1,6 млн кв. м жилья. Население жилой части центра составит 36 тыс. человек, а работать здесь будут более 70 тыс.

Помимо офисов и жилья на территории АДЦ возведут университетский городок площадью более 500 тыс. кв. м, филиал Российской государственной библиотеки (270 тыс. кв. м), четыре детских сада, три школы, крупный больничный комплекс с перинатальным центром общей площадью около 250 тыс. кв. м, а также межконфессиональный центр на 8 тыс. кв. м.

Также здесь появится Дворец спорта, который планируется ввести в 2022 году. Он будет включать в себя тренажерные и универсальные залы, залы для групповых занятий, ледовую арену и бассейн с трибунами для зрителей. Заниматься спортом здесь смогут более 410 тыс. человек в год при планируемой загруженности в 40%. Предполагается, что новый ФОК обеспечит работой более 200 человек.

По нашим прогнозам, строительство АДЦ в Коммунарке продлится около 15 лет. На сегодня здесь уже построено административное здание, где разместились префектура Троицкого и Новомосковского округов, а также территориальные подразделения ряда ведомств.

Не менее важной частью проекта является его транспортное обеспечение. Всего на территории АДЦ планируется построить около 50 км дорог. Кроме того, здесь будет создано 30 тыс. парковочных мест: 4 тыс. появятся под улично-дорожной сетью, еще более 20 тыс. — в подземных паркингах жилых и общественных зданий и около 3,5 тыс. — на открытых паркингах и под эстакадами.


«СГ»: Важнейшим условием развития всего ТиНАО является формирование транспортного каркаса. Какая работа проводится в этой сфере?

В.Ж.: После присоединения Новой Москвы вопрос транспортного обслуживания присоединенных территорий был одним из самых острых. Запущенное сразу после этого строительство дорог, развязок, мостов и эстакад позволило значительно улучшить транспортное обслуживание присоединенных территорий, а значит, и качество жизни людей. Всего с 2012 по 2020 год в ТиНАО построено 272,8 км дорог, 58 транспортных эстакад, тоннелей и мостов и 36 пешеходных переходов. По нашим оценкам, с момента включения в состав столицы в развитие дорожной сети новых округов вложено более 200 млрд рублей, а в целом в развитие транспортной отрасли — более 1 трлн.

Однако и на сегодняшний день мы продолжаем заниматься формированием транспортного каркаса ТиНАО: здесь строится более 100 км магистралей и проектируется 113 км трасс. Только в этом году мы планируем ввести почти 50 км дорог. Среди наиболее значимых магистралей этого года — Внуковское шоссе, дороги «Середнево—Марьино— Десна», «Воскресенское—Каракашино— Щербинка», а также «Город Московский — станция метро «Филатов Луг».

Замечу, что при создании дорожной сети серьезное внимание уделяется не только вылетным магистралям и скоростным трассам, но и поперечным связям, дорогам к садовым поселкам и небольшим проездам к поселениям и деревням. Речь идет о дорогах протяженностью примерно одна тысяча километров.

Хочу особо отметить, что параллельно с автомобильными дорогами в новых округах активно строятся новые участки и линии метро, реконструируются железнодорожные направления. Так, на данный момент в ТиНАО функционирует восемь станций метро: «Румянцево», «Саларьево», «Рассказовка», «Говорово», «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Коммунарка» (Сокольническая линия), а до конца 2023 года здесь планируется открыть еще семь станций на разных линиях: «Славянский мир», «Мамыри», «Бачуринская», «Коммунарка» (Троицкая линия), «Новомосковская», «Пыхтино» и «Внуково». Всего же к 2035 году в ТиНАО будет запущено 72 км линий подземки и более 20 станций.

«СГ»: В последнее время эксперты все чаще говорят о будущих проектах легкорельсового транспорта в Новой Москве. По вашему мнению, каковы перспективы таких проектов?

В.Ж.: Как я уже говорил, формированию транспортного каркаса Новой Москвы и его интеграции в общегородскую и областную сеть уделяется большое внимание. Но приоритетом в решении задач транспортного обслуживания населения ТиНАО, безусловно, является метро, поэтому к вопросам развития других видов скоростных систем можно будет вернуться после создания линий и станций подземки.

К тому же на ближайшие три года денег на проектирование и строительство трамвайных или легкорельсовых линий в городском бюджете нет. Однако замечу, что Генеральный план ТиНАО и территориальные схемы развития предусматривают, тем не менее, выделение и резервирование так называемых «коридоров» под будущие линии скоростного транспорта. На этих участках никакого строительства быть не может, и никаких проработок по транспортным проектам тоже пока не ведется. По нашим оценкам, прокладка линий скоростного трамвая в Новой Москве начнется через 5-7 лет. Всего к 2035 году здесь предполагается построить 178 км трамвайных линий, на которых будет размещено около 600 остановок, а для обслуживания трамваев планируется построить три крупных депо.

«СГ»: Пожалуй, одна из самых животрепещущих тем строительной отрасли столицы — программа реновации жилья. Когда состоится первое новоселье в ТиНАО, и когда программа будет полностью завершена?

В.Ж.: Хочу обратить внимание: первые жители Троицкого и Новомосковского административных округов переехали в дома по программе реновации уже в 2019 году. Напомню, что программа предусматривает расселение в основном пятиэтажных «хрущевок», а это более 250 домов, 8621 квартира. В конечном итоге для обеспечения переселенцев современным, безопасным и энергоэффективным жильем в ТиНАО планируется возвести дома площадью около 560 тыс. «квадратов». В целом ход строительства позволит выполнить программу реновации жилья в ТиНАО до 2024 года, а на данный момент уже определены 9 строительных площадок.

Добавлю, что программа реновации предполагает не только возведение жилья, но и масштабное качественное благоустройство территорий. В соответствии с проектами потребности жителей в дополнительных социальной и рекреационной инфраструктурах будут обязательно учтены: появятся новые места отдыха и занятия спортом, детские площадки, зеленые насаждения, парковки.

«СГ»: Еще одно преимущество Новой Москвы — хорошая экология. Активное развитие и строительство не окажут влияния на экосистему ТиНАО?

В.Ж.: Экологическое богатство Новой Москвы — это настоящая жемчужина, которой так не хватает многим мегаполисам. Зеленые территории, леса, парки, водоемы занимают почти 75 тыс. гектаров, то есть более половины площади присоединенных округов покрыто лесами. Таким образом, благодаря всем этим зеленым насаждениям, которые были включены в состав столицы в 2012 году, Москва вошла в число лидеров среди мировых столиц по качеству экологической обстановки.

Хочу подчеркнуть, что даже при таком активном развитии, которое сейчас отмечается в ТиНАО, природный каркас не нарушается. Недвижимость здесь строят только на свободных территориях, не затрагивая природные зоны. Это позволяет сохранить леса, водоемы и улучшить экологию мегаполиса. Более того, ведется работа по обустройству и самих природных зон. Так, с момента присоединения к столице новых территорий 141 водоем оборудован водозаборными устройствами, еще к 160 подведены твердые подъездные пути, а 126 из них могут использоваться в зимнее время для целей пожаротушения. Без всего этого было бы невозможно обеспечить сохранность лесных массивов и безопасное функционирование водоемов.

Также к 2035 году в Новой Москве планируется организовать 86 новых парков. Размеры их будут разными: появятся как небольшие зеленые зоны площадью 20 гектаров, так и масштабные — площадью порядка 3 тыс. гектаров. Здесь необходимо отметить, что концепции парков разрабатывают, как правило, двумя способами: в первом случае подбирается креативное решение к уже определенной территории, подходящей для обустройства парка; во втором варианте для уже созданной и проработанной концепции выбирают земельный участок.

В заключение хочу отметить еще один позитивный момент: девелоперы, работающие на новых территориях, в последние годы стали больше внимания уделять созданию креативных общественных пространств, граничащих с жилыми комплексами. Будем надеяться, что в ближайшие два-три года мы увидим в Новой Москве сразу несколько инвесторских парков европейского уровня, тем более что в их проектировании участвуют как отечественные, так и зарубежные архитектурные бюро.

850 тыс. «квадратов» новой недвижимости (700 тыс. из них — жилые) построено в ТиНАО с начала 2021 года