Перед российским строительным комплексом сегодня стоит много задач, требующих пристального внимания, комплексного подхода и оперативного решения. О том, почему в сложившейся ситуации надо уделять особое внимание вопросам развития жилищного строительства — как индустриального, так и индивидуального, и что для этого предлагает делать профессиональное сообщество, — в интервью «Стройгазете» рассказал президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон ГЛУШКОВ.
«СГ»: Антон Николаевич, первый, пожалуй, самый главный, животрепещущий вопрос — как отрасли преодолеть резко проявившийся сейчас кадровый голод?
Антон Глушков: Строительная отрасль в общем объеме национальной экономики занимает весьма существенное место: общее число занятых в отрасли составляет около 6,5 млн человек, и потребность в кадрах — особенно в высококвалифицированных — постоянно присутствует. Введенные в 2020 году в связи с пандемией ограничения на въезд иностранной рабочей силы четко обозначили остроту этой проблемы и необходимость ее решения. Так, по данным МВД и исследований НИУ ВШЭ, недобор временных трудовых мигрантов на 1 ноября 2020 года составил от 0,6 до 1,4 млн человек по всем отраслям экономики. Трудовые мигранты строительных профессий составляют 23% от указанного числа. Проблема эта комплексная, и решать ее надо комплексно. Если говорить об иностранной рабочей силе на стройке, пока потребность в ней есть. Необходимо грамотно организовать доступ в Россию зарубежных специалистов, решив при этом вопрос противодействия распространению коронавирусной инфекции и обеспечив подтверждение наличия у привлекаемых специалистов должной квалификации. Привлечение рабочей силы должно быть соотнесено с реальной потребностью конкретных строительных организаций или объектов капитального строительства. Если говорить об отечественных кадрах, то, безусловно, необходимо наращивать подготовку российских специалистов, постепенно восполняя ими дефицит в квалифицированных рабочих и инженерах. Другой аспект — качество подготовки выпускников строительных вузов и колледжей.
«СГ»: Антон Николаевич, как вы оцениваете уровень современного строительного образования по сравнению с тем, которое было раньше?
А.Г.: Образовательные программы должны стать более практико-ориентированными. Безотлагательного решения требует также проблема, связанная с внедрением Болонской системы в сфере высшего образования в строительстве. Отказ от традиционной системы подготовки инженеров-строителей привел к резкому снижению качества выпускников, приходящих в нашу отрасль. В программах бакалавриата значительно сокращено количество часов на подготовку специалиста. Если 10-20-40 лет назад существовали специальности высшего образования «Теплогазоснабжение и вентиляция», «Промышленное и гражданское строительство», «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей» и десятки других, то бакалавриатом предусмотрено только одно направление подготовки — «Строительство» (без специализации или профиля). Эту проблему ведущие строительные вузы пытаются решить в рамках действующей системы путем введения профилизации, когда в рамках бакалавриата углубленно дается тот или иной тематический блок, например, «Водоснабжение и водоотведение». Это позволяет решить вопрос, но лишь частично. В рамках этой проблематики мы продуктивно взаимодействуем с ключевым строительным вузом — НИУ МГСУ. Уверен, что верное решение совместно со всем профессиональным строительным сообществом будет найдено.
Обсуждая проблему кадрового голода, нельзя обойти вниманием и тот факт, что значительная часть выпускников строительных вузов и колледжей не приходит работать в отрасль. По данным ВНИИ труда, только 45,5% выпускников, получивших профессию в строительстве, трудоустроены по профилю. При этом уровень безработицы среди лиц со строительным образованием составляет, по данным исследования НИУ ВШЭ, всего 5,9%. То есть 48,6% выпускников находят работу в смежных отраслях. Это говорит о том, что для преодоления кадрового голода нужно искать решения не только в подготовке отечественных кадров, но и в создании в отрасли привлекательных условий труда. Для этого как минимум требуется приведение в соответствие заработных плат, используемых в сметах, и фактических зарплат на рынке. Порядка 10 субъектов РФ имеют отставание более 50% по размеру зарплаты в сметах от тех, которые строительные компании реально выплачивают рабочим. Но нужно отметить положительную активность в этом вопросе Минстроя России, Главгосэкспертизы и НОСТРОЙ. Мы в 2020 году начали работу по пересмотру заработных плат и в настоящее время совместно с коллегами, региональными саморегулируемыми организациями и строительными компаниями ведем работу по двум пилотным регионам — Кемеровской и Новосибирской областям. Уже к лету ожидаем получить первые результаты.
«СГ»: Как вы относитесь к концепции lifelong learning? Какую роль в этом могут сыграть Центры оценки квалификации (ЦОК) и насколько актуальна их сегодняшняя концепция?
А.Г.: Lifelong learning — непрерывное образование в течение всей жизни — становится неотъемлемым условием профессиональной деятельности. Это тем более относится к строительной отрасли, где велика роль новых технологий и материалов, а также наблюдается относительная динамика в нормативно-техническом и правовом регулировании. Полученной однажды квалификации уже недостаточно, чтобы быть квалифицированным специалистом на протяжении всей трудовой жизни. Уровень квалификации нужно поддерживать в актуальном состоянии, а также его оценивать и подтверждать.
Деятельность ЦОК идеально вписывается в сегодняшние реалии: независимая оценка квалификации (НОК) позволяет определить фактически имеющийся уровень квалификации специалиста путем проведения профессионального экзамена. При этом у специалиста возникает практическая, а не формальная потребность в актуализации, обновлении знаний: с одной стороны, ситуация сдачи экзамена на подтверждение квалификации требует подготовки к нему, а с другой — результат сдачи экзамена показывает области профессиональных компетенций, требующих дополнительной подготовки. Таким образом, может выстраиваться траектория непрерывного образования современного квалифицированного специалиста строительной отрасли.
Много говорится о дискредитировавшей себя системе повышения квалификации и в целом о формальном подходе к подтверждению квалификации на основании документов об образовании и трудовом стаже. Применение механизмов НОК позволяет этот гордиев узел разрубить. Действующим на базе НОСТРОЙ Советом по профессиональным квалификациям накоплен значительный опыт организации и проведения независимой оценки квалификации рабочих кадров, с 2015 года проведено свыше 1200 профессиональных экзаменов. Это один из наивысших показателей среди других отраслевых советов. В августе 2020 года на базе НИУ МГСУ проведен первый экзамен для главных инженеров строительных организаций Москвы, которые включены в национальный реестр специалистов (НРС) в области строительства. По результатам экзамена 30% из них не смогли подтвердить квалификацию, что показательно.
НОСТРОЙ последовательно выступает за введение обязательной оценки квалификации для специалистов, претендующих на включение в НРС, и наша позиция во многом поддержана как Минстроем России, так и профессиональным строительным сообществом. Введение обязательной оценки квалификации для специалистов НРС улучшит ситуацию, но не решит проблему до конца, ведь качество на объекте зависит не только от организатора строительства, но и от каждого занятого на стройке работника. Реального повышения безопасности и качества строительства и снижения травматизма на стройплощадке можно достичь только тогда, когда на всех уровнях строительного производства будут специалисты с подтвержденной квалификацией. В этой связи очень важно системное применение оценки квалификации рабочих кадров по инициативе работодателей, застройщиков и технических заказчиков, которые заинтересованы в качественном и безопасном продукте строительства. Подобная практика уже активно применяется в таких крупных госкорпорациях, как Росатом и РЖД. Первым среди частных застройщиков опыт проверки квалификации своих рабочих переняла Группа компаний «ФСК».
«СГ»: В Сочи НОСТРОЙ в рамках Международного строительного чемпионата 2021 провел финальный этап своего конкурса «Строймастер» по одной из номинаций. Такое стратегическое «совмещение» мероприятий получит продолжение?
А.Г.: Прежде всего о самом конкурсе профессионального мастерства «Строймастер». НОСТРОЙ совместно с Минстроем России является организатором этого конкурса, он проводится уже на протяжении десяти лет, имеет свою историю. Конкурс — это прекрасный инструмент для популяризации строительных профессий, в нем заложен большой потенциал для привлечения в отрасль молодежи и повышения престижа строителя. Все это дает возможность для наращивания подготовки российских специалистов. Но для того, чтобы конкурс эффективно выполнял свои задачи, он должен быть интересным, зрелищным мероприятием, и прежде всего массовым.
Как пример массового мероприятия можно привести чемпионаты WorldSkills, которые привлекают не только конкурсантов, но и большое количество болельщиков и зрителей, а участие в них приносит репутационные плюсы и положительно влияет на удачное трудоустройство в дальнейшем. Наш же «Строймастер» хорошо известен в рамках саморегулируемого сообщества, но, к сожалению, не является узнаваемым в масштабе отрасли.
Совмещение «Строймастера» с другими крупными отраслевыми мероприятиями, на которых конкурс становится одной из ярких площадок, позволяет сделать его и масштабным, и массовым. Поэтому в порядке эксперимента в рамках Международного строительного чемпионата мы провели в Сочи в конце апреля Всероссийский (финальный) этап Национального конкурса профессионального мастерства «Строймастер» в номинации «Лучший монтажник каркасно-обшивных конструкций». Мероприятие получилось очень масштабным и зрелищным. Совмещение таких событий дало значительный синергетический эффект, поэтому, думаю, такую практику мы будем продолжать для большей популяризации строительных профессий.
В перспективе мы видим «Строймастер» как крупный отраслевой форум, объединяющий в себе и конкурсную, и деловую программу, в рамках которой осуществляются межрегиональный диалог, взаимодействие строительного бизнеса, власти и профессионального сообщества.
«СГ»: На совещании во Владимире вы обозначили три ключевых момента (земля — инфраструктура — ипотека) для развития индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Выдвигает ли НОСТРОЙ соответствующие законодательные инициативы? Какие меры по поддержке строителей сюда можно включить?
А.Г.: Согласно паспорту нацпроекта «Жилье и городская среда», к 2030 году необходимо увеличить годовой ввод объектов ИЖС с 36 до 50 млн кв. м, то есть в 1,4 раза. Если же учесть последовательное снижение эффекта от «дачной амнистии», то фактический рост ввода ИЖС должен составить до двух раз. Однако прогнозировать объемы ввода ИЖС мы сегодня не можем, так как прямое статистическое наблюдение за этим сегментом не ведется, учитывается только фактически введенный объем.
Анализ динамики ежегодного ввода ИЖС показывает, что этот сегмент имеет большой потенциал для развития строительного сектора и достижения целевых показателей нацпроекта. Вместе с тем, в сравнении с многоквартирным домостроением для сегмента ИЖС, по сути, отсутствуют механизмы, способствующие наращиванию объемов частного домостроения.
Так, нет информации о доступных земельных участках, имеющих соответствующую градостроительную подготовку для строительства индивидуальных домов и комфортного проживания граждан. У подавляющего большинства населения отсутствует необходимый уровень доходов, позволяющий построить собственный дом и обеспечить его соответствующей инфраструктурой за свой счет. Кредитные организации сегодня предлагают для целей ИЖС ипотечные продукты, но случаи данного кредитования фактически единичны. Как правило, процесс и условия возведения частных домов для банков непонятны и не отвечают их требованиям: объекты ИЖС низколиквидны, слабо стандартизированы, не обеспечены инфраструктурой, вследствие чего банки при выдаче займов на ИЖС требуют повышенные залоги — как правило, еще один объект недвижимости, ликвидность которого банку понятна.
Решением этой проблемы станет комплексный подход к развитию сегмента ИЖС. В первую очередь, в каждом субъекте России должен быть создан региональный оператор, главная задача которого — вовлечь в процесс все заинтересованные стороны и консолидировать все необходимые ресурсы. Именно в его ведении будут находиться вопросы создания электронного земельного банка, реализации упрощенного порядка перевода земель в нужную категорию, подготовки градостроительной документации. Далее необходимо будет решать вопросы синхронизации планов развития территорий и инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций, а также создания объектов социальной и дорожно-транспортной инфраструктур. Подобный опыт уже успешно реализован в Белгородской области.
Важно понимать, что не у всех граждан имеются достаточные денежные средства на строительство дома, в связи с чем необходимо отдельно прорабатывать ипотечное меню для развития сегмента ИЖС.
Может показаться, что это развитие требует большого государственного участия без значимого эффекта, но это не так. Суммарные внебюджетные средства, которые можно привлечь на такие проекты, будут в 20 раз больше, чем средства федерального и региональных бюджетов, требующиеся для развития инфраструктуры.
Эти инициативы мы обсуждаем с другими экспертами на площадке российского правительства и профильного министерства.
«СГ»: Сейчас не менее животрепещущая тема, по которой мнения специалистов разнятся, — льготная ипотека. Как вы оцениваете ее результаты? Стоит ли ее продлевать или трансформировать? И каким образом?
А.Г.: Для стабилизации и последующего снижения цен на квартиры должны заработать законы экономики — предложение должно превысить спрос. Но следует помнить и о произошедшем снижении уровня доходов населения.
Поэтому перед государством сегодня стоит двойная задача — поддерживать текущий уровень спроса и способствовать увеличению объема предложения на рынке. По каждому направлению существует ряд препятствий, но пути их преодоления уже определены, и правительство ведет планомерную работу по каждому.
Стратегическая задача государства заключается не только в том, чтобы построить много жилья. Задача — в улучшении жилищных условий граждан, то есть должно появиться много качественного, разнообразного и, главное, доступного любому гражданину жилья.
В этой связи правительству совместно с ЦБ РФ, безусловно, целесообразно продолжать работу по развитию ипотечных продуктов для граждан с разным уровнем доходов, поддержке низких ставок по ипотеке для всех категорий заемщиков.
По результатам проведенных мониторингов и анализов ситуации на рынке жилищного строительства правительство пришло к выводу, что низкие ставки по ипотеке — это действенный механизм реализации права гражданина на комфортные условия жизни. Президент России Владимир Путин в рамках своего выступления на Петербургском экономическом форуме объявил о поддержке инициативы о продлении программы льготной ипотеки еще на один год для всех регионов страны на одинаковых условиях, а также о расширении программы льготной ипотеки для семей с детьми. Таким образом, уровень спроса на первичном рынке жилья на ближайший год мы сохраним. Напомню, что особенно эта мера важна для застройщиков, достраивающих объекты по «старым» правилам: стабильные продажи обеспечат стабильное финансирование строительных работ, а значит, и своевременный ввод домов в эксплуатацию.
Но останавливать на этом работу не стоит, необходимо развивать «ипотечное меню» для всех категорий граждан: льготная ипотека (7%), семейная (4-5%), сельская (3%), ИЖС (6%), ипотека на приобретение первого жилья (6%). При стабильно низких ставках не будет резких всплесков, стимулирующих рост цен, произойдет стабилизация цен на рынке.
Помимо доступной ипотеки необходимо стимулировать проекты, в рамках которых комплексно решаются вопросы улучшения городской среды, ведь по-прежнему потребителю предлагают только квадратные метры.
В целом же вопрос увеличения объемов текущего строительства комплексный, поэтому НОСТРОЙ провел подробный анализ существующих проблем и препятствий для развития рынка и консолидировал основные предложения профсообщества. Большинство из них касаются необходимости совершенствования механизма проектного финансирования: оптимизация требований к заемщику-застройщику, расширение продукта для строительства объектов социальной инфраструктуры в проекте жилой застройки, снижение требований по залоговому обеспечению, сокращение количества и размера банковских комиссий и другие.
«СГ»: На каком этапе сейчас находится стройотрасль в смысле ценообразования? Что необходимо сделать, чтобы его новая формула начала эффективно работать?
А.Г.: В настоящее время действует утвержденный российским правительством план мероприятий по совершенствованию ценообразования в стройотрасли, мероприятия которого направлены на совершенствование базисно-индексного метода строительства и подготовку новой нормативной базы, а также на переход в 2022 году на ресурсно-индексный метод.
На сегодняшний день преимущественно действует базисно-индексный метод определения стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта. Это значит, что сметная документация составляется с использованием сметных нормативов (федеральных единичных расценок), стоимость которых определена в уровне цен 2000 года. Для перевода в текущий уровень цен используются усредненные индексы, которые рассчитываются Главгосэкспертизой России на основании мониторинга строительных ресурсов регионами.
В итоге двадцатилетнего использования сметно-нормативной базы нарастает разница между конъюнктурой рынка стройматериалов, стоимостью эксплуатации машин, уровнем зарплат и текущим уровнем сметных цен, а усреднение индексов становится чрезмерным. Данные индексы не могут оперативно реагировать на резкие колебания цен на рынке, что в свою очередь не отражает реальной стоимости строительства на сегодняшний день.
В I квартале 2021 года на фоне резкого роста стоимости строительных материалов была проведена слаженная работа по корректировке индексов изменения сметной стоимости строительства, и большинство регионов получили рост по индексам. Но даже в этой ситуации идет временное отставание сметной стоимости строительства от рыночной, поэтому мы скорейшим образом должны перейти к ресурсному методу ценообразования.
Как промежуточная мера — в 2021 году мы должны получить сметную базу в текущих ценах, что, безусловно, позитивно скажется на достоверности стоимости. На точность расчетов также повлияет разработка индексов по статьям затрат и группам материалов. Данную работу уже провели 19 субъектов РФ.
Важную роль в новой системе будет играть Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Сейчас Минстроем России и ФАУ «Главгосэкспертиза» ведется большая разъяснительная работа с регионами, а также производителями и поставщиками строительных материалов. НОСТРОЙ подключится к этой работе, чтобы ускорить наполнение системы и перейти на ресурсноиндексный метод в 2022 году, о чем мы уже договорились с коллегами из Минстроя и Главгосэкспертизы.
Еще одной проблемой на госстройках является несоответствие заработных плат, используемых в сметах, и фактических заработных плат, которые сложились на рынке. Причины могут быть разными, и мы с коллегами из Минстроя и Главгосэкспертизы работаем в этом направлении в тесном взаимодействии. В 2020 году начата работа по пересмотру заработных плат, проведена работа по двум пилотным регионам — Кемеровской и Новосибирской областям. Принципиальным моментом является достоверность информации, которая подтверждается налоговыми отчислениями. Так, при пересмотре оплаты труда рабочего 4-го разряда в Новосибирской области произошло ее увеличение на 16%, в Кемеровской области — на 13%. Это хороший опыт, его нужно продолжать, и мы рады, что регионы подключаются к этой работе.
«СГ»: Какие меры следует принять на различных уровнях для стабилизации цен на стройматериалы и — самое главное — для недопущения повторения их взрывного роста?
А.Г.: Конец 2020-го — начало 2021 года были отмечены удорожанием строительных материалов на всей территории РФ. Особенно сильно в IV квартале 2020 года выросли цены на металлопродукцию строительного сортамента — до 50%, а по ряду позиций (арматура) — до 100%.
Скачок цен на стройматериалы поставил под угрозу реализацию строительных проектов: из-за твердой цены контракта застройщики рискуют уйти в убыток и не завершить свои строительные контракты.
Мы уже сейчас фиксируем увеличение количества несостоявшихся конкурсов в I квартале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (на сумму 16 млрд рублей против 12,7 млрд соответственно).
Чтобы не допустить спада объемов строительства и достичь целей национальных проектов и государственных программ по обеспечению населения жильем, необходимо принять грамотные решения по стабилизации цен на стройматериалы.
Ранее по предложениям Минпромторга России были повышены пошлины на вывоз лома, но эффекта по снижению стоимости готовой продукции мы не получили. Также обсуждалось предложение по консолидированным региональным закупкам металлопроката, но большинство регионов эту идею не поддерживают.
Металл — наиболее чувствительный материал с точки зрения цены на строительном рынке, возможно, потому, что его цена напрямую связана с мировой конъюнктурой, и этот ресурс экспортируется. Но большинство металлургов работают на отечественном сырье, поэтому нужны, безусловно, механизмы поддержки строительной отрасли как одного из основных потребителей металлопроката.
Кроме того, металл всегда играл некую индикативную роль — следом за ним меняется цена как на металлозависимые строительные материалы, так и на другие строительные ресурсы.
Государственные стройки, где цена контракта твердая и изменению не подлежит, находятся под серьезным ударом. Уже сложившееся подорожание стройматериалов Минстрой России включает по предложению регионов в индексы изменения сметной стоимости строительства, и мы видим тут существенное движение. Но есть регионы, где такую работу еще предстоит провести, в противном случае мы можем получить пустующие стройки.
Что касается уже заключенных контрактов, строителям необходимо готовить обращения к своим заказчикам по увеличению суммы контрактов из-за роста стоимости строительных материалов с приложением соответствующего расчета в рамках п. 9 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ (именно такой порядок рекомендуют использовать Минфин и Минстрой России). В случае отказа, безусловно, необходимо формировать судебную практику, где мы строителям готовы помогать и защищать их интересы. В настоящее время по этому вопросу готовится совместное письмо Минфина, Минстроя и ФАС России.
«СГ»: С момента включения регуляторной гильотины прошло время. Как вы оцениваете этот процесс? Какие проблемы обозначились в этой сфере?
А.Г.: Проведение административной реформы, или реализации механизма регуляторной гильотины, в России было объявлено в начале 2019 года. С тех пор была проведена большая работа. Рабочая группа, занимающаяся вопросами строительства и ЖКХ, рассмотрела более 150 проектов нормативных актов — это и федеральные законы, и акты правительства, и ведомственные акты. На сегодняшний день, по оценкам Минстроя России, отменено 30% устаревших обязательных требований в строительстве.
В 2020 году в рамках реформы было принято постановление правительства №1136 от 29 июля 2020 года «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов правительства РФ, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) в сферах теплоснабжения, обеспечения энергетической эффективности, строительства и ЖКХ», которым с 1 января 2021 года признавался утратившим силу ряд нормативных актов, регламентирующих деятельность СРО.
Минимальные обязательные требования должны быть перенесены в нормы Градостроительного кодекса (ГрК) РФ. Так, в сфере саморегулирования в настоящее время прорабатывается два проекта федеральных законов: в части систематизации обязательных требований в сферах безопасности строительной продукции, саморегулирования деятельности в сфере проектирования, инженерных изысканий и строительства и в части снижения финансовой нагрузки, связанной с членством в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, на субъекты предпринимательской деятельности. Отдельные изменения коснутся и 315-ФЗ.
«СГ»: Вы говорили, что закон о комплексном развитии территорий (КРТ) нуждается в доработке. Что делается в этом направлении?
А.Г.: Активное обсуждение предлагаемых изменений прошло на площадке профильной экспертной группы механизма «Трансформация делового климата». В эту группу входят представители как профессионального сообщества, так и органов власти. И между ними удается выстроить продуктивное взаимодействие.
Так, прошедшей весной состоялся ряд дискуссий при участии руководства Минстроя России, на которых оценивались предлагаемые экспертами изменения. В первую очередь они направлены на дальнейшее развитие диалога между застройщиками и жителями развиваемых территорий при выкупе у них ветхого жилья. Это позволит свести к минимуму риск конфликтов между девелоперами и собственниками жилья при реализации проектов КРТ. Обсуждается также предложение дать застройщику возможность корректировать границы развиваемой территории после проведения торгов. Это важное предложение, ведь реальные границы застройки при реализации проекта постоянно уточняются, часто требуется незначительная их корректировка.
В июне этого года планируется провести очередное согласительное совещание, по результатам которого могут быть сформулированы конкретные законодательные инициативы, которые будут внесены Минстроем России в правительство для дальнейшего рассмотрения.
«СГ»: Недавно президент РФ сообщил, что на модернизацию инфраструктуры, в особенности в ЖКХ, будут выделены средства из госрезервов. Нужна ли работа с законодательством, чтобы эти «инфраструктурные» бюджетные вливания работали эффективнее?
А.Г.: Профсообщество видит большой потенциал в цифровизации всех существующих административных процедур, связанных со строительством, в том числе инфраструктурных объектов. Сегодня НОСТРОЙ принимает активное участие в подготовке законопроекта о внесении изменений в действующее законодательство, которые направлены на решение важных для строительной отрасли проблем: — на установление исчерпывающего перечня процедур (мероприятий) в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не на уровне подзаконного нормативного правового акта, а непосредственно на уровне федерального закона, а также на введение федеральным законом запрета предъявления к застройщику требований, не основанных на таком перечне, что позволит повысить прозрачность инвестиционно-строительного процесса, исключить применение к застройщикам избыточных требований;
— на закрепление в ГрК РФ понятия рабочей документации, ее соотношения с проектной документацией, установление полномочий правительства РФ по определению требований к составу и содержанию рабочей документации, что позволит повысить качество подготовки рабочей документации, устранить неопределенность в правовом статусе такой документации;
— на законодательное введение института типовой проектной документации с включением типовой документации в единый государственный реестр заключений экспертизы, что позволит ускорить и удешевить процесс проектирования.
Реализация этих инициатив обеспечит значительную экономию средств.
Также недавно стадию согласования с экспертами рабочей группы по реализации механизма регуляторной гильотины в сфере строительства прошел законопроект о внесении изменений в ст. 53 ГрК РФ, в случае принятия которого контроль на стройках, финансируемых из средств бюджетной системы, смогут осуществлять только государственные учреждения, определенные правительством России. Эта мера, возможно, не рыночная, но необходимая для успешного достижения целей нацпроектов: все запланированные объекты должны быть построены качественно и в срок.
30% сократилось за последний год количество обязательных требований в строительстве
Номер публикации: №22 11.06.2021