Транспортный прорыв

Михаил Колобаев/ пресс-служба Стройкомплекса Москвы
Гендиректор ГК «Моспроект-3» Анна Меркулова: «Стройиндустрия готова к интенсивному развитию инфраструктуры страны»

Транспортная система Москвы за последние десять лет совершила колоссальный рывок — объединенная сеть метрополитена, МЦК и МЦД выросла на 300 км. Высокие темпы и качество инфраструктурного строительства в российской столице обеспечивает команда инженеров группы компаний (ГК) «Моспроект-3». Генеральный директор холдинга Анна Меркулова в этом году признана экспертами Тоннельной ассоциации России лучшей в сфере метростроения. «Стройгазета» поговорила с руководителем крупнейшего инженерного центра о текущем состоянии сферы транспортного строительства и обсудила будущее индустрии.

Screenshot_1.png

«СГ»: Анна Дмитриевна, московская программа метростроения поражает своими масштабами и темпами. За счет каких технологических решений удается выдерживать сжатые сроки?

Анна Меркулова: Программа метростроения, которая не имеет мировых аналогов по своей интенсивности, потребовала максимальной концентрации ресурсов. Она стала настоящим вызовом для строительной индустрии России и потребовала большого количества эксклюзивных технических решений, чтобы выдержать обозначенные мэром Сергеем Собяниным темпы.

В первую очередь в отдаленные районы продлили уже существующие линии. Это решение позволило быстро получить эффект. Среди наших проектов — северный радиус Люблинско-Дмитровской линии в неустойчивых грунтах, где пришлось применять спецметоды, в том числе «заморозку», наземный участок Сокольнической линии в едином каркасе с автомобильной магистралью, протянутый в Новую Москву за рекордные два года, а также северный участок Замоскворецкой линии, где пришлось «сажать» станцию без остановки движения поездов по готовым тоннелям.

Для оптимизации пассажирских потоков также оперативно развернули строительство совершенно новых линий. Чтобы в кратчайшие сроки 10-метровыми проходческими щитами проложить Некрасовскую ветку, наша команда адаптировала испанские технологии двупутных тоннелей. На Троицкой линии специалисты холдинга широко используют BIM-технологии, которые со следующего года станут обязательными на объектах госзаказа. Мы давно развиваем цифровое моделирование в инфраструктурном строительстве и уже получили профессиональное признание.

«СГ»: Символом московской программы метростроения стала Большая кольцевая линия (БКЛ), ГК «Моспроект-3» также участвует и в этом проекте. С какими трудностями столкнулись и как их преодолеваете?

А.М.: БКЛ станет самой протяженной кольцевой линией в мире, оно уже ставит мировые рекорды. Например, рекорд Гиннесса по одновременной работе тоннелепроходческих щитов. Нашей команде определены участки на юге и юго-западе столицы. Ключевая сложность в прохождении по плотной городской застройке, насыщенной коммуникациями. Изначально предполагалось, что БКЛ проложат на большой глубине, но для ускорения строительства ее подняли ближе к поверхности. Деликатного подхода требует работа по интеграции станций Большого кольца с действующими радиальными линиями. Метро — это главный вид транспорта в Москве, поэтому важно сохранить бесперебойное движение. Мы с этой задачей успешно справились.

«СГ»: Глава столичного Стройкомплекса, комментируя будущее метростроения в городе, высказал мнение, что дальнейшее развитие подземки пойдет в спокойном режиме и в меньших масштабах. На ваш взгляд, где еще могут быть востребованы московские метростроители?

А.М.: Московская программа метростроения при всей ее важности для комфорта пассажиров и развития городских территорий имеет еще и ключевое значение для строительной индустрии России. Она позволила в кратчайшие сроки актуализировать компетенции инженеров, разработать и применить новые технологии, в том числе и те, которые не имеют мировых аналогов. Российские специалисты обладают уникальным опытом в строительстве глубоких станций — не каждая иностранная компания возьмется за выполнение такой задачи. В использовании информационного моделирования, которое для всех является новой технологией, мы конкурентоспособны на мировом рынке и являемся полноценными участниками современных процессов цифровизации.

Сегодня в российских агломерациях есть запрос на развитие транспортных систем. Региональную инициативу поддерживает президент России Владимир Путин. При этом стоит понятная для нас задача, я бы даже сказала, привычная — реализовать проекты быстро и качественно, а это значит, нужны передовые технологии и их грамотное применение. Например, в Челябинске хотят реализовать проект метротрамвая. Этот вид транспорта подразумевает интеграцию недостроенного метро в трамвайную сеть. Востребован наш опыт и за рубежом.

«СГ»: Анна Дмитриевна, 8 августа профессиональное сообщество отметит День строителя. Что вы пожелаете коллегам в преддверии праздника?

А.М.: Сегодня руководство страны ставит задачу по интенсивному развитию инфраструктуры и повышению качества строительства за счет применения передовых технологий. Колоссальный труд профессионального сообщества уже позволил достичь небывалых высот. Желаю всем коллегам не терять энтузиазма к новым свершениям, благополучия и успешных проектов! Пусть ваша работа всегда находит положительный отклик!