Идет реконструкция дороги с тысячелетней историей
На месте современного Чуйского тракта долгое время находился так называемый Мунгальский тракт, упоминания о котором содержатся еще в китайских хрониках тысячелетней давности.
Освоение этого пути началось c 1756 года, когда южные алтайцы добровольно вошли в состав Российской империи. Русские купцы стали ездить в Чуйскую степь. Впрочем, тракт тогда представлял собой узкую вьючную тропу. Отсутствие колесной дороги на 250 км от Онгудая до Кош-Агача сдерживало торговлю и препятствовало связям Российской империи с Центральной Азией.
Купцы обустраивали под себя дорогу, наводили мосты и переправы, но полностью благоустроить тракт для них было бы разорительно. И только летом 1901 года началось строительство Чуйского тракта под руководством инженера И.И. Биля.
В 1902-1903 годах вьючная тропа была переоборудована в колесную дорогу, пригодную для небольших таратаек. В некоторых местах для облегчения обходов были установлены паромные переправы. Оборот купцов-чуйцев вырос с 500 тыс. рублей (в 1870-е годы) до 3 млн. Однако дорога начала разрушаться сразу после строительства.
Летом 1914 года на Алтай прибывает экспедиция под руководством инженера и писателя Вячеслава Шишкова («Угрюм-река», сборник путевых очерков «По Чуйскому тракту» и сборник рассказов «Чуйские были»), ее целью было найти новые прямые варианты дороги вдоль Катуни. К концу 1916 года был выбран современный маршрут трассы.
Чуйский тракт получил статус дороги государственного значения 26 мая 1922 года, тем не менее к середине 1920-х годов она уже 10 лет не ремонтировалась и пришла в полнейший упадок. В 1930-х годах тракт выровняли и покрыли гравием, вместо опасных паромных переправ были сооружены мосты, в частности Ининский мост.
Сейчас началась реконструкция дороги — первая в новейшей истории. Мероприятия по приведению дороги в нормативное состояние проводятся на участке Чуйского тракта на границе Тальменского и Первомайского районов Алтайского края. По проекту дорогу должны расширить с двух до четырех полос с разделением встречных потоков металлическим барьерным ограждением. Возле станции Озерки дорожники возводят двухуровневую транспортную развязку, которая должна обеспечить безопасный доступ к близлежащим населенным пунктам. Уже построен 80-метровый путепровод, на котором идет устройство выравнивающих слоев из бетона. На подходах к нему укладывают нижний слой покрытия из асфальтобетона.
На основном ходе дороги завершаются работы в начале участка по направлению из Барнаула в сторону Новосибирска. Уложены все конструктивные слои с нанесением верхнего из современного щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА). Одновременно идет обустройство трассы: закончен монтаж электроосвещения, установлено барьерное ограждение, обустраивается система водоотвода.
По проекту реконструкция Чуйского тракта проводится поэтапно. В этом дорожно-строительном сезоне работы идут на шести участках дороги, для других готовится проектная документация. Уже скоро Чуйский тракт обретет вторую жизнь.
Справочно:
«Чуйский тракт» протяженностью около 968 километров идет от Новосибирска до монгольской границы. Проходит по территории Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай. Исторический Чуйский тракт является частью современной дороги от Бийска до границы с Монголией протяженностью около 630 км.