Минимальные требования к обеспечению безопасности лифтов в России определяются техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 011/2011. Однако, по мнению экспертов Национального лифтового союза (НЛС), добровольный характер применения взаимосвязанных с этим документом стандартов является главной угрозой безопасности лифтового хозяйства в современных условиях. Почему так получилось, и что делается для того, чтобы устранить данные нормативные пробелы, — об этом и многом другом «Стройгазета» побеседовала с первым вице-президентом НЛС Алексеем ЗАХАРОВЫМ.
«СГ»: Алексей Сергеевич, каковы приоритетные направления деятельности и стратегические цели НЛС?
Алексей Захаров: Сегодня перед нами стоит важнейшая задача — завершить нормативное регулирование работы лифтовой отрасли. Корень проблемы в том, что в 2013 году лифты вывели из категории опасных производственных объектов. То есть госнадзор за лифтами был практически упразднен как таковой. Остался надзор в рамках технического регламента, который работает только на стадии производства, монтажа и обращения на рынке. Но самая длительная (25 лет) стадия «жизни» лифта — эксплуатация — осталась «безнадзорной».
Только в 2017 году удалось добиться принятия Постановления Правительства РФ №743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов», в котором был закреплен контроль за процессом эксплуатации. Важными положениями документа стали: четкое определение понятия «владельца» лифта и допуск к работе только квалифицированного персонала (прошедшего процесс оценки квалификации).
Следующим шагом было внесение изменений в данное постановление в части уведомительного порядка осуществления деятельности специализированных организаций. В новейшей истории эксплуатацией лифтов де-юре мог заниматься кто угодно, не было прописано никаких требований! Впрочем, эту проблему тоже устранили: теперь организация, собирающаяся заняться монтажом или эксплуатацией лифтов, должна уведомить Ростехнадзор и попасть в соответствующий реестр.
«СГ»: Получается, все «в ажуре», но…
А.З.: В этом плане нам фактически остается сделать последний шаг: надо законодательно — на уровне федерального закона — определить государственный орган (мы полагаем — Ростехнадзор), который должен на деле и всерьез осуществлять контроль и надзор за эксплуатацией лифтового парка страны. Но на этом последнем шаге мы по разным причинам буксуем уже второй год, что вызывает определенные кризисные явления в отрасли. Можно сказать, на данное время это главная проблема, требующая обязательного решения.
Кстати, в 2016 году к НЛС присоединились еще крановщики, эксплуатанты канатных дорог, фуникулеров и т. д. Теперь мы в своем союзе объединяем всех тех, кто занимается подъемно-транспортным оборудованием. Поэтому у нас добавилась задача продублировать здесь то, чего сумели добиться в лифтовой части — прописать все необходимые нормативы, в частности, чтобы и там было обязательное требование по наличию квалифицированного персонала.
Хотим отметить большую пользу от внедрения такого требования по лифтам — с рынка практически исчезли «дикие бригады» и «фирмочки» непрофессионалов, готовые за копейки оказывать лифтовые услуги более чем сомнительного качества, последствия чего — аварии, несчастные случаи и длительные простои лифтов, как новых, так и давно установленных в жилых домах...
«СГ»: Вы сказали, что два года бьетесь над главной проблемой отрасли — контролем за эксплуатацией лифтов. Почему вопрос с таким трудом решается?
А.З.: Создать новое или восстанавливать утраченное всегда намного сложнее, чем разрушить. У нас складывается впечатление, что в госорганах мало у кого есть желание взять на себя ответственность за такое хлопотное хозяйство. Так, кстати, произошло и в истории с капитальным ремонтом многоквартирных домов. Но при этом Ростехнадзор, который номинально за все в нашей отрасли отвечает, все равно эту работу ведет, проявляет инициативу.
К слову сказать, есть претензии к действию правовой гильотины. Да, надо избавляться от избыточных и устаревших требований. Но в нашем случае под гильотину подведен очень большой пласт нормативных требований, на наш взгляд, продолжающих оставаться актуальными. Кроме того, мы не можем одобрить призывов к отказу от надзорно-правовой деятельности вообще — под видом «устранения административных барьеров для бизнеса». Мы полагаем, в нашей отрасли это категорически неприемлемо, поэтому сейчас добиваемся того, чтобы контроль за эксплуатацией подъемно-транспортных механизмов в нашем секторе остался.
«СГ»: Как бы вы охарактеризовали состояние российского лифтового парка и проблемные вопросы, связанные с его эксплуатацией?
А.З.: Надо отметить, что ни один госорган с 2012 года не обладает актуальной информацией о состоянии лифтового парка в стране. Хотя Ростехнадзор в 2017 году получил право и обязанность учитывать все лифты, он сейчас не имеет возможности заставить всех владельцев сдавать данные по лифтам, находящимся в эксплуатации. Поэтому сколько сейчас лифтов в России — не знает никто! С 2011 года комитет по аналитике и статистике НЛС ведет Единую лифтовую информационно-аналитическую систему (ЕЛИАС), которая учитывает все лифты, вводимые в эксплуатацию в РФ. То есть можно четко сказать, сколько новых лифтов появилось в стране за последние 10 лет, но без разделения на новое строительство либо замену старых лифтов. К примеру, по данным ЕЛИАС, в 2020 году в России было введено в эксплуатацию 44 013 лифтов. В целом, по экспертным оценкам, сейчас должно эксплуатироваться почти 600 тыс. лифтов, а в жилом фонде — примерно 450-480 тыс. Из них более 100 тыс., отработавших 25 лет, подлежат замене. Технический регламент ТС 011/2011 устанавливает предельный срок замены этих лифтов — март 2025 года. По прогнозу, за это время к данному количеству прибавится еще порядка 40 тыс. Таким образом, сейчас стоит глобальная задача: за пять лет заменить около 140 тыс. лифтов по всей стране. Денег у фондов капитального ремонта на это, естественно, не хватает. Если исходить из того, что замена одного лифта в среднем стоит около 2 млн рублей, вырисовывается огромная цифра — 250-280 млрд рублей.
В прошлом году правительство РФ сделало добрый жест — было выделено 750 млн рублей на софинансирование программ замены лифтов. Эти деньги мгновенно разошлись по регионам, потому что потребность очень большая. Но это все равно капля в море — примерно на 1100 лифтов с учетом собственных средств регионов. Есть информация, что в Фонде содействия реформированию ЖКХ есть на эти цели еще около 600 млн, но и этого критически мало. Мы полагаем, что государство должно выделить большую финансовую помощь на эти, подчеркну, неотложные нужды.
Конечно, «просроченные» лифты все равно меняются. Так, по данным Минстроя России, программы замены сейчас вышли на цифру почти в 20 тыс. замен в год.
«СГ»: А что происходит в сфере производства лифтов?
А.З.: В последние годы появился риск монополизации отрасли: госкорпорация «ДОМ.РФ» является владельцем Щербинского лифтостроительного завода — крупнейшего российского производителя лифтов. Озвучиваются планы, по которым на рынке замены лифтов должен остаться только крупный бизнес. При этом на данное время у нас сформировался устойчивый пул из порядка 20 заводов, прошедших квалификационный отбор, услугами которых активно пользуются региональные фонды капремонта. Из этих 20 заводов можно однозначно выделить около 7 производителей, которые уверенно шагнули за объем выпуска более 500 лифтов в год. В первой тройке — Щербинский, Карачаровский и Могилевский заводы. Близко к ним подобралось российское подразделение компании ОТИС. Это заводы уже с мощностью от 5 до 10 тыс. лифтов в год. Кроме того, есть «Евролифтмаш» с его 2 тыс. лифтов в год.
Все эти заводы представляют собой серьезные производства полного цикла, внедряющие собственные разработки. Соответственно, если их продукцию не будут покупать, вряд ли это будет правильно. Государство не должно лишать рынок конкуренции. А сейчас мы знаем, что готовится новое постановление — пилотный проект — о том, что лифты для замены можно покупать только у производителей. Рассматривается и ограничение по государственной принадлежности производителя. Это означает, что, скажем, Могилевский завод (Белоруссия) выпадает. Есть соответствующие ограничения, исключающие из рынка даже Карачаровский завод. И что? Кто остается?!
Планируется обязать фонды капремонта покупать контракт на замену лифта исключительно у производителя. Но заводы, как правило, не имеют у себя большого количества монтажников. В свою очередь, фонды капремонта не имеют площадей для хранения лифтов и транспорта для их доставки. Ну а уж качество и соблюдение сроков монтажа у региональных монтажных организаций, имеющих производственные и складские базы, а главное, последующее обслуживания лифтов, во много раз выше, чем при централизованном управлении крупных производителей из московского региона. Это подтвердил минстроевский трехгодичный анализ ситуации, результат которого озвучивался на различных совещаниях. Пока такие планы находятся в стадии обсуждения. Мы высказали наши соображения, которые отражают коллективное мнение профессионалов рынка. Но есть большие опасения, что возобладает не наша точка зрения.
Наверно, все же лучше сосредоточиться на главной задаче: добиться адекватного финансирования замены лифтов, отслуживших свой срок.
«СГ»: Расскажите в заключение, как строится работа совета по профессиональным квалификациям в вашей отрасли?
А.З.: Основной задачей совета было обеспечение лифтового рынка квалифицированными кадрами. В 2014 году совет получил соответствующие полномочия. Сейчас мы в числе передовиков по количеству проведенных экзаменов — за 5 лет более 60 тыс. Кстати, лифтовики — одни из немногих, у кого в нормативных документах прописано требование об обязательном прохождении экзамена по профессиональным квалификациям. За прошедшее время совет развернул сеть центров оценки квалификации (ЦОК) практически по всей России. Сейчас в наличии порядка 70 ЦОК и 160 экзаменационных площадок. Отмечу, что оценка квалификации проходит под нашим строжайшим контролем. Можем с гордостью сказать, что в нашей системе ни одно свидетельство не было куплено, а выдано только в соответствии с результатами экзамена!
Номер публикации: №29 30.07.2021