Эх, дороги...

АГН «Москва»
Развитие транспортной инфраструктуры должно улучшить качество жизни в больших городах

Особой темой обсуждения на прошедшем в столице МУФ-2021 стали перспективы транспортного развития мегаполисов, а также роль транспортных систем в общеэкономическом укладе не только отдельных городов, но и целых стран. Россия и, в частности, Москва в последние годы уделяют строительству транспортных объектов колоссальное внимание.

Высокие темпы урбанизации, стремительное развитие мегаполисов и рост численности населения крупных городов сегодня повышают роль и значение градостроительной политики в сфере транспортного обеспечения горожан. Именно наличие связей между отдельными районами агломерации, продолжительность и время нахождения в пути, комфорт во время поездки характеризуют качество жизни в городе.

По мнению урбаниста, председателя NewCities Foundation Джона Россанта (John Rossant), каждый большой город должен сегодня задуматься о решении транспортных проблем. «Это должно стать первым шагом в определении стратегии на будущее, тем более, если город динамично растет и привлекает новых жителей», — пояснил он.

В подтверждение этого тезиса выступил и глава Стамбула Экрем Имамоглу (Ekrem İmamoğlu): «Проблемы транспорта для нас актуальны. Стамбул — большой город с населением 16 млн человек. Поэтому сейчас мы реализуем грандиозный проект — строим одновременно десять линий метро. Таким образом, надеемся снизить нагрузку на автомобильные трассы».

Заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин отметил актуальность этой проблемы и необходимость ее решения и для крупных российских городов. «По последним оценкам, степень автомобилизации крупных российских агломераций достигла уровня американских городов, — сообщил вице-премьер. — С одной стороны, это хорошо, у людей появляются автомобили, растет благосостояние, но с другой стороны — осложняет транспортную ситуацию в городах». Выходом из ситуации, по его словам, должно стать активное развитие систем общественного транспорта. «В последние годы в Москве растет популярность общественного транспорта, тогда как в других городах она наоборот снижается. Значит, надо и другим мегаполисам перенимать столичный опыт создания единых интегрированных транспортных систем», — заявил Марат Хуснуллин.

Стоит отметить, что за последние десять лет в российской столице в строительстве метро, автомобильных и железных дорог, а также пересадочных узлов был сделан настоящий прорыв: в Москве запустили 169 км новых линий метро и 87 станций, включая Московское центральное кольцо, объем дорожной сети города увеличился на 17%.

Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв рассказал, что до 2024 года планируется завершить формирование единого современного транспортного каркаса столицы, включающего в себя метро, железные дороги и хордовые магистрали. «К этому времени будут достроены Большая кольцевая линия метро, открыто движение по маршрутам МЦД-3 и МЦД-4, а также будет запущена система скоростных хордовых магистралей», — рассказал он.

И все же строительство метро останется на ближайшие годы приоритетным направлением развития транспортной инфраструктуры Москвы. В планах на ближайшие два года — строительство 58 км линий метрополитена, 24 станций и 3 электродепо, а конечная задача программы развития сети метро — обеспечение подземкой в шаговой доступности 90% москвичей.

Другое направление этой работы — развитие железнодорожного транспорта. С января уже открыто три платформы на разных маршрутах МЦД, а до конца года планируется достроить еще восемь остановочных пунктов. Однако важнейшей задачей является не просто строительство новых станций, но и их интеграция в общегородскую транспортную систему. Также за это время будет запущено движение на всем протяжении системы скоростных магистралей, которая состоит из Северо-Западной, Северо-Восточной и Юго-Восточной хорд, а также Южной рокады. На сегодня в рамках проекта построено 190 км дорог, что составляет около 60% общей протяженности.

Джон Россант, председатель NewCities Foundation

Screenshot_1.png

«Мне нравится идея, когда возле метро можно пересесть на электросамокаты, велосипеды, есть велосипедные дорожки. Я бы хотел видеть подобное в Америке. Сегодня московское метро перевозит семь миллионов жителей ежедневно. В Лос-Анджелесе, а он такой же по размеру, как и Москва, пассажиропоток всего 350 тысяч. Мы могли бы многое почерпнуть здесь»

Кстати:

Отметим, что и на федеральном уровне планы не менее грандиозны: правительство России разрабатывает проекты решения транспортной проблемы на базе инфраструктуры РЖД в восьми городах-миллионниках, а также формирует дорожные коридоры «Север—Юг» и «Запад—Восток» через всю страну. Новые магистрали пройдут по маршрутам «Санкт-Петербург — Москва — Казань — Екатеринбург — Омск», а также «Крым — Краснодар — Москва — Санкт-Петербург». Власти ожидают, что эти трассы не просто улучшат доступность многих населенных пунктов, но и станут настоящими драйверами экономического роста прилегающих регионов.