Московские вокзалы, спроектированные и построенные в разные времена, несут в себе черты разных эпох и стилей и при своей «заточенности» на основную функцию — принимать и отправлять поезда и пассажиров — совершенно неповторимы и узнаваемы с первого взгляда. Знаменитые архитекторы и инженеры Константин Тон, Федор Шехтель, Иван Рерберг, Алексей Щусев, Станислав Бржозовский, Владимир Шухов сделали столичные вокзалы памятниками архитектуры и инженерии, используя стили неореннесанс, модернизм, ампир, эклектика.
Новый Восточный вокзал, открытый в столице в начале июня, конечно, не конкурирует с городскими легендами в архитектурном смысле. Он предельно функционален и современен и является частью большого транспортного хаба «Черкизово», объединяющего МЦК, метро, наземный транспорт и, собственно, ж/д вокзал, куда переведено 24 пары поездов дальнего следования с Курского вокзала.
Общая площадь Восточного составляет 9,6 тыс. квадратных метров, включая пассажирский терминал на 4,2 тыс. «квадратов» и две новые — «островную» и «береговую» — пассажирские платформы, оснащенные на всю длину навесами, защищающими пассажиров от дождя, снега и солнца. Для родителей с колясками, пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями здоровья оборудовали четыре эскалатора и три лифта.
Интерьеры вокзала выполнены в светлых тонах с большим количеством открытых пространств и естественным освещением. Новый вокзал имеет два выхода: в сторону станции метро «Черкизовская» и стадиона «РЖД Арена», а также в сторону Щелковского шоссе. Пересесть на метро и МЦК можно быстро и удобно благодаря новому надземному остекленному пешеходному переходу, организованному по принципу «сухие ноги». В переходе — естественная вентиляция, он оснащен инфракрасными излучателями, предотвращающими образование наледи.
На вокзале есть зал ожидания на 200 мест, зал приема делегаций, автоматические камеры хранения, универсальные билетные кассы, бизнес-зал, фудкорт, комнаты матери и ребенка. Предусмотрены места для размещения банкоматов, вендинговых автоматов и автоматов по аренде внешних аккумуляторов с возможностью окончания аренды на других станциях.
Несмотря на отсутствие в проекте необычных архитектурных и дизайнерских решений, у Восточного будет своя «фишка» — здесь всегда приятно пахнет. Это аромамаркетинг, который, может быть, сейчас в масках не все замечают, отметил глава РЖД Олег Белозеров. Впрочем, компания РЖД намерена внедрить аромамаркентинг на всех московских вокзалах — и аромашарм Восточного растворится среди других, разве что РЖД умудрится каждому вокзалу придать особый аромат.Номер публикации: №22 11.06.2021