Под крылом самолета

Под крылом самолета

Фото: Shutterstock

Порядок застройки территорий около аэродромов хотят упростить

В борьбе собственников подмосковных аэропортов и девелоперов власти готовы встать на сторону последних. Возможно, уже скоро начнет действовать новый, упрощенный порядок застройки земель, прилегающих к аэродромам. Как стало известно «СГ», соответствующие поправки к Воздушному кодексу (ВК) РФ находятся сейчас на рассмотрении в Госдуме (ГД).

Первым о предстоящих изменениях заявил губернатор Московской области Андрей Воробьев еще 19 января. «Мы работаем сейчас с федеральным правительством и ожидаем ряд поправок в ВК, которые позволят навести порядок и внести ясность в те или иные ограничения (связанные со строительством вблизи аэродромов. — «СГ»)», — сказал губернатор во время встречи с главой городского округа Бронницы Виктором Неволиным. Последний как раз и жаловался своему начальнику, что возведение нового жилья на вверенной ему территории стало невозможным из-за ограничений, наложенных перспективой строительства седьмой взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта Домодедово. Как уточнили «СГ» в пресс-службе областного правительства, будущие новостройки оказываются в шумовой зоне проектируемой ВПП, которая может появиться в 2031 году.

Позже информация о том, что работа над законодательными нововведениями ведется и что документ сейчас изучают в профильных комитетах нижней палаты парламента, подтвердили газете «Коммерсант» пресс-служба Минтранса России и первый заместитель председателя Комитета ГД по транспорту Виталий Борисов. Принятие законопроекта ожидается уже в апреле-мае. Как рассказал «СГ» на условиях анонимности глава крупного строительного холдинга, «истинными интересантами в этом вопросе все же являются девелоперы, претендующие на застройку высоколиквидных (из-за близости к Москве) приаэродромных территорий».

Проблема строительства на прилегающих к аэродромам землях актуальна отнюдь не для одних Бронниц, но для всего Подмосковья. Так, по данным главного регионального управления архитектуры и градостроительства, общая площадь приаэродромных территорий области составляет 12,6 тыс. кв. км, или 28% от ее общего размера. Согласно действующим федеральным авиационным правилам, для каждого аэродрома устанавливается территория с особыми условиями использования, границы которой определены внешними проекциями полос воздушного подхода, а вне их — окружностью радиусом от 30 до 50 км. И для строительства на такой земле застройщику необходимо получить «добро» от собственника воздушной гавани и пройти в Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиация) экспертизу проекта в части обеспечения безопасности полетов и недопущения помех в работе радиотехнического оборудования. При этом конкретных требований по минимальной удаленности жилья от аэродромов нет. К этому добавляются еще и санитарно-защитные зоны, которыми ведает Роспотребнадзор. Здесь, понятно, одним из главных ограничений является уровень шума: жилье нельзя строить, если данный показатель превышает 55 децибел (для коммерческой недвижимости — 75 децибел).

Именно из-за отсутствия единой процедуры согласования, по мнению начальника областной Главархитектуры Владислава Гордиенко, застройщики постоянно и сталкиваются с трудностями. В качестве примера можно привести две нашумевшие истории, о которых подробно писала «СГ». Так, в 2015 году Росавиация не разрешила ООО «Стройгрупп» возвести пять 17-этажных домов в Химкинском районе на приаэродромной территории аэропорта Шереметьево. Ведомство посчитало, что после введения третьей ВПП изменятся воздушные подходы, и жители новых домов будут страдать от шума. А весной прошлого года та же Росавиация одобрила проект масштабной жилищной застройки ООО «Мегагород» (входит в «Самолет девелопмент»), но осенью в дело вмешались владельцы аэропорта Домодедово, потребовавшие через суд признать незаконным решение о согласовании строительства.

Вот поэтому подмосковные власти и считают, что из законодательства должно исчезнуть понятие «санитарный разрыв», обозначающее минимальное расстояние от источника вредоносного действия до границы жилой застройки, а санитарные зоны должны устанавливаться только в границах приаэродромных территорий. Более того, по их мнению, режимы использования приаэродромной территории должны однократно согласовываться с Роспотребнадзором и лишь утверждаться Росавиацией. Однако, по словам источника «Коммерсанта», готовящийся законопроект вообще предполагает исключение Росавиации из процесса согласования такой застройки. По понятным причинам, против этого выступает Минтранс: в министерстве уверены, что это может снизить уровень безопасности полетов. По этому поводу в ведомстве даже вспоминают, как шесть лет назад неконтролируемая жилая застройка привела к закрытию старейшего аэропорта Быково (15 км от МКАД по Рязанскому направлению). Из-за плодившихся как грибы построек летчикам приходилось постоянно менять маршруты маневрирования при взлете и посадке, и в итоге — вовсе прекратить полеты.


28% земель в Московской области приходится на приаэродромные территории, строительство на которых регулируется 46-й статьей Воздушного кодекса РФ