Росреестр готовится оказывать услуги в электронной форме
Онлайн-сервисы уже давно стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Услуги в таком формате оказывает и бизнес, и государство. Рынок недвижимости в этом смысле — не исключение. В электронном виде застройщики и проектировщики оформляют документацию для своих проектов, граждане через интернет подают заявки на получение ипотеки, а власти через онлайнаукционы продают земельные участки. Масштабный онлайн-проект запустил недавно и Росреестр, ведомство, которое занимается регистрацией сделок купли-продажи жилья, а также кадастровым учетом.
Удобнее, быстрее, проще
Презентация проекта «Лаборатория будущего», запуск которого стал результатом усилий Росреестра по внедрению проектного подхода, состоялась в Москве 19 января. В мероприятии, помимо руководства службы, приняли участие руководители заинтересованных ведомств, а именно глава Министерства экономического развития России Максим Орешкин, председатель правления Сбербанка России Герман Греф и генеральный директор Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (Единый институт развития в жилищной сфере) Александр Плутник.
Предваряя презентацию, замглавы Минэкономразвития — руководитель Росреестра Виктория Абрамченко рассказала, что в «Лаборатории» в режиме опытной эксплуатации прорабатываются проекты, которые в дальнейшем будут реализованы на территории всей страны. «В стенах «Лаборатории» будут циркулировать интересные концепции и смелые идеи. Замыслы будут вырастать в новые проекты, которые упростят процедуры и повысят качество государственных услуг Росреестра », — сказала она, добавив, что проектный офис функционирует по принципу коворкинг-центра, технологическое оснащение позволяет эффективно работать с гражданами в режиме интерактива. «То есть на смену неповоротливым устаревшим бумажным решениям приходит новая технология, которая делает услуги удобнее, быстрее, проще», — прокомментировал слова своего заместителя Максим Орешкин.
Гостям были продемонстрированы три первых сервиса, реализуемых в рамках проекта «Лаборатория будущего», — «Фабрика электронных регистраций», «3D-кадастр» и сервис «Жизненные ситуации».
«Фабрика электронных регистраций» была запущена на базе управления Росреестра по Московской области в июне 2017 года. Проект обеспечивает предоставление в электронном виде самой популярной госуслуги — регистрации прав на недвижимость. Прием электронных пакетов документов осуществляется без привязки к месту и времени подачи, что помимо удобства для заявителя дает и ощутимый антикоррупционный эффект, так как исключается прямое общение заявителя и чиновника. По данным Росреестра, автоматизация процесса привела к тому, что один сотрудник стал обрабатывать почти в три раза больше дел, чем это удается при подаче документов в бумажном виде. Еще одним нововведением стало установление гибкого рабочего графика для госрегистраторов прав. Сейчас в обычном территориальном отделе на одного сотрудника приходится 140 дел в месяц, а на «Фабрике» — более 400. В итоге с момента запуска «Фабрики» количество регистрационных действий по заявлениям в новом формате увеличилось почти в четыре раза (в декабре 2017 года выполнено 17 200 таких операций). Кроме того, «Фабрика» обеспечивает предоставление госуслуги всего за два рабочих дня при максимально предусмотренных законом семи днях. По информации Росреестра, апробированный в Подмосковье проект будет внедряться поэтапно на всей территории страны. Следующими регионами, где заработают свои «Фабрики», станут Москва и Санкт-Петербург.
В основу другого проекта — «3D-кадастр» — легла идея обеспечить трехмерное представление объектов недвижимости. В пилотном режиме сервис будет запущен в марте 2018 года на базе одного из центральных жилых кварталов столицы. Во время подготовки к запуску проекта был изучен международный опыт создания аналогичных систем, в том числе в ОАЭ, Швеции и Хорватии. Помимо создания более корректной базы для государственной кадастровой оценки, трехмерная технология призвана решить проблемы, которые возникают при представлении объектов недвижимости в двух измерениях. Например, это нужно при учете инфраструктурных сооружений, построенных на разных уровнях с поверхностью земли (пешеходные переходы, мосты), а также зданий нестандартной формы с нависающими этажами. Как подчеркивают в Росреестре, «3D-кадастр» обеспечит корректный учет таких объектов, а значит и укрепит защиту права собственности.
Наконец, третий проект — электронный сервис «Жизненные ситуации» — дает пошаговые инструкции по получению госуслуг в зависимости от конкретной жизненной ситуации: оформить право собственности на долю в доставшейся по наследству квартире, зарегистрировать ипотеку, запретить регистрационные действия с жильем без личного участия и т.д. Всего будет описано 74 типовые ситуации. Можно будет также скачать формы документов, в том числе различных договоров. Сервис «Жизненные ситуации» будет размещен на официальном сайте Росреестра, а к апрелю 2018 года планируется разработать и соответствующее мобильное приложение. Для поддержки проекта, который в полном объеме должен быть запущен до конца года, уже создана SCRUM-команда (группа экспертов с различными навыками, объединенных для реализации конкретного проекта) в составе IT-специалистов, методологов и государственных регистраторов.
Виктория Абрамченко особо подчеркнула, что в реализации инновационных проектов Росреестра участвует бизнес. Особенно активно свои продукты интегрирует с электронными сервисами «Сбербанк». Это подтвердил и Герман Греф, отметивший продуктивность совместной работы всех заинтересованных сторон в онлайн-формате. Замглавы Минэкономразвития также рассказала, что для поддержки крупных застройщиков Росреестром создан специальный портал CRM-система, на котором на данный момент зарегистрировались 42 застройщика. «Ведомству CRM-система помогает выявлять системные проблемы и находить пути их решения — например, при регистрации договоров участия в долевом строительстве в электронном виде», — подчеркнула Абрамченко.
Закладные и декларации
Перевод различных бизнес- и госуслуг в электронный вид становится тенденцией. Об этом заявил на презентации и глава АИЖК Александр Плутник. По его словам, агентство в своей деятельности активно использует современные технологии. «С 1 января в России заработала единая информационная система жилищного строительства НАШ.ДОМ.РФ, где публикуется информация о строящихся объектах как по стране в целом, так и отдельно по регионам и каждому дому, — рассказал он. — Отдельный блок посвящен статистике по рынку ипотеки. В дальнейшем на сайте появится возможность выбрать ипотечную программу и подать заявку на кредит».
Александр Плутник сообщил также, что с 1 июля 2018 года в России заработает электронная ипотечная закладная. «С точки зрения ипотеки перевод сервисов в современный формат, очевидно, сокращает издержки банков на выдачу и сопровождение кредитов и оказывает влияние на снижение ставки», — отметил глава АИЖК.
Кроме того, Минстрой России и АИЖК совместно с профессиональным сообществом работают сейчас над переводом в электронный вид размещения застройщиками проектных деклараций. «Это позволит упростить работу строительных компаний и избавит их от необходимости подачи документов на объекты жилищного строительства в бумажном виде», — отметил он.
Александр Плутник заметил, что взаимодействие Фонда защиты прав дольщиков с Росреестром по подтверждению регистрации договоров участия в долевом строительстве уже происходит в режиме онлайн. «Застройщикам не нужно обращаться в Фонд при перечислении взносов — это можно сделать через банк в любом регионе. Росреестр при получении документов на регистрацию в автоматическом режиме проверяет факт перечисления застройщиком взноса по ДДУ. Вся процедура максимально автоматизирована и упрощена. В настоящее время агентство и ведомство дорабатывают систему, чтобы застройщикам не нужно было подавать в Росреестр документы в бумажном виде», — сказал глава АИЖК.
Справочно
Информационная система «Проектные декларации долевого строительства» должна полноценно заработать на сайте Минстроя 28 января. Как сообщил глава министерства Михаил Мень, с этого момента все застройщики должны будут подавать через этот ресурс ПД в электронном виде, заверив их электронной цифровой подписью. Система позволит девелоперам в личном кабинете оперативно менять информацию о компании или строящемся объекте, а также отправлять данные в региональные контролирующие органы и в Фонд защиты прав дольщиков.
Номер публикации: №3 от 26.01.2018