Рынок генподряда России на пороге изменений

Рынок генподряда России на пороге изменений

Сейчас в России фактически присутствуют три типа генеральных подрядчиков. К первому относятся компании, не имеющие собственного штата инженеров и после получения заказа, перераспределяющие его части между более мелкими фирмами. «Фактически эту функцию может брать на себя и заказчик, но на практике в более чем 80% он готов только инвестировать, перекладывая ответственность за реализацию проекта на профессионалов», - отмечает генеральный директор ГК «Портал Групп» Сергей Ореханов. Генподрядчики второго типа отличаются наличием штатных инженеров и поэтому могут самостоятельно контролировать строительство, осуществлять над ним оперативное управление, вести сопроводительную документацию, но в целом они также вынуждены прибегать к помощи других организаций. И, наконец, третий вид российских генподрядчиков характеризует наличие в штате как инженерного, так и рабочего состава, то есть способность возвести объект собственными силами. Такой генподрядчик тоже может обращаться к помощи сторонних организаций, но только при необходимости привлечения узких специалистов или при потребности в специфическом оборудовании.

«Отечественный рынок генподряда уникален. Только в России широко распространена практика привлечения к выполнению работ ряда мелких субподрядчиков при юридическом оформлении контракта на одну компанию», - утверждает Сергей Ореханов. Эксперт уверен, что усложнение экономической ситуации в стране изменит структуру генподрядных организаций.

Кризис вносит коррективы

Сегодня стоимость государственных и коммерческих контрактов уменьшается, а заказчики стараются избежать часто ненужных посредников в выполнении работ. В связи с этим значительно сократилось количество участников рынка, не имеющих в штате профильных специалистов. При этом в условиях консервации проектов многие крупные компании начинают интересоваться заказами, на которые раньше бы не обратили внимание.

«Услуги генподряда обычно составляют 7 – 12 % от стоимости проекта в коммерческой сфере, в государственном секторе – это всегда индивидуально. Сейчас, с ожесточением конкуренции, многие компании готовы работать за минимальный процент или демпинговать, чтобы остаться на рынке. При этом небольшие генподрядные организации обычно не в состоянии правильно оценить проект, детально продумать его смету и собственные расходы, и часто это ставит под удар реализацию объекта. Рынок стал сложным и для игроков, и для заказчиков. Необходимо ориентироваться на квалификацию генподрядчика, причем не формально «на бумаге», но выезжать на его объекты, изучать материально-техническую базу», - комментирует господин Ореханов.

Новые ниши для генподряда

В основном сейчас замораживают строительство бизнес- и торговых центров, жилых проектов. С другой стороны, востребовано возведение объектов под ритейл и промышленные цели. Последнее направление особенно популярно в связи с политикой импортозамещения и мерами государственной поддержки таких проектов. Еще одна возможность – смена географии поиска заказчиков и партнеров. По словам эксперта, перспективны рынки Казахстана, а также арабских и африканских стран, которые готовы уйти от американской и европейской экспансии и заинтересованы в девелоперских проектах и трансфере технологий.