Послабление для девелоперов

Законодательные ограничения не коснутся компаний, осваивающих столичные промзоны

Развитие промышленных территорий стало одной из тем, активно обсуждавшихся на Московском урбанфоруме-2018. Главной новостью стало заявление председателя Москомстройинвеста Константина Тимофеева, сделанное им в ходе дискуссии «Редевелопмент промышленных зон. Что нужно городу и чего хочет девелопер?».

По словам чиновника, норма Закона о долевом строительстве (№ 214-ФЗ) «один застройщик — одно разрешение на строительство» не будет распространяться на проекты комплексного развитии территорий промзон. Если застройка идет в рамках одного проекта планировки, то одно юридическое лицо сможет получить несколько разрешений на возведение недвижимости. Для девелоперов это — серьезное послабление, что, как считают эксперты, позитивно скажется на развитии депрессивных городских территорий.

Однако сама стратегия развития промзон пока вызывает у специалистов вопросы. В ходе дискуссии было представлено междисциплинарное исследование Агентства стратегического развития «Центр» «Москва re: промышленная. Типология производственных территорий и лучшие практики редевелопмента». Тема весьма актуальная, ведь не секрет, что производственные территории и объекты промышленного наследия являются последним территориальным ресурсом для решения городских макро-проблем Москвы. Мировой же опыт показывает, что промтерритории, приобретая новые функции, встраиваются в городскую экономику, становятся точками роста общегородского или местного масштаба. Руководитель агентства Сергей Георгиевский напомнил, что, по данным московского правительства, сегодня промышленными территориями занято около 17% территории города. Однако в процессе освоения территорий, утративших свое промышленное значение, выявились определенные проблемы. Так, к началу 1990-х годов в Москве сохранилось около 80 исторических промышленных комплексов, но за последние пятнадцать лет более двадцати исторических промышленных ансамблей были снесены, то есть к началу процесса редевелопмента знаковых московских производственных территорий была утеряна почти треть исторических зданий. Сохранение значимых объектов индустриальной архитектуры и их приспособление к современному использованию до сих пор остается неурегулированным вопросом, несмотря на наличие законодательных и других нормативно-правовых актов, предусматривающих такую возможность, и требует развития в качестве самостоятельного направления.