От магазина до зоопарка

От магазина до зоопарка

yandex.ru
Для каких видов бизнеса используются первые этажи новостроек

Нежилые помещения, расположенные на первых и в цокольных этажах жилых домов, составляют важную часть рынка коммерческой недвижимости. Их арендуют для своего бизнеса как небольшие фирмы-стартапы, так и крупные торговые сети федерального значения. Компания «Талан», занимающаяся строительством жилья и работающая сегодня в 15 регионах страны, провела исследование с целью выяснить «типологию» коммерческих помещений в современных новостройках: что и где покупает (арендует) бизнес? Такого рода информация может представлять определенный интерес для застройщиков, планирующих новые проекты.

В среднем по России коммерческие помещения на первых этажах занимают около 3-10% общей площади объекта. Основная часть продаваемых помещений имеет площадь от 50 до 150 кв. метров. Такой размер является оптимальным для большинства предприятий, например, для размещения магазина продовольственных или хозяйственных товаров, аптеки, пекарни, кафе или салона красоты. Но есть свои «карлики» и «великаны». Так, самые компактные коммерческие помещения в новостройках были «обнаружены» в Краснодаре, их площадь составляла всего 10 кв. метров. Такие «малютки» подходят, например, для ремонта обуви и мастерской по изготовлению ключей. Значительная часть компактных площадей в городах с населением свыше 500 тысяч человек имеет площадь порядка 20 кв. метров. Такие небольшие помещения характерны для рынков с высоким уровнем цен, например, для Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока или Екатеринбурга.

Самые просторные помещения предлагались в Москве — 2 844,6 кв. метров, Ростове-на-Дону — 1 393,8 кв. метров и Перми — 1 359,4 кв. метров. Такой формат востребован у федеральных торговых сетей, детских центров и фитнес-клубов, где необходимо четкое следование санитарным нормам по площади помещений.

Наиболее широкий средний диапазон площадей представлен в Москве — от 40 до 160 кв. метров. Это является отражением большого разнообразия открываемых в столице бизнесов — точек выдачи интернет-заказов, мини-пекарен, продуктовых магазинов, салонов красоты, аптек, шоу-румов и т.п. Стоит отметить, что среди начинающих предпринимателей, представляющих микро-бизнес, наибольшим спросом пользуются помещения от 35 до 60 кв. метров.
Размер коммерческих помещений зависит и от этажа размещения. Так, самые компактные площади традиционно расположены в цокольном этаже, в то время как на первом этаже представлены самые просторные помещения. Это обусловлено тем, что коммерческие площади на первом этаже имеют больше вариантов использования и расположены ближе к потенциальному покупателю. Если коммерция имеется на втором этаже, то ее площадь, как правило, на 20-30% меньше, чем на первом.



Интересна информация об использовании коммерческих помещений на первых этажах жилых домах. Наиболее популярными видами использования являются магазины продовольственных и хозяйственных товаров, предприятия по предоставлению бытовых услуг, кафе и кафетерии, досуговые учреждения. Но есть у городов и свои особенности. Например, Краснодар оказался самым спортивным городом, там отмечена наибольшая доля спортивных и развивающих центров — 16%. Во Владивостоке и Перми популярны детские развивающие центры и частные детские сады. На их долю приходится порядка 26% и 18% от открываемых на первых этажах видов бизнеса соответственно. В Ростове-на-Дону чаще всего открываются салоны красоты и парикмахерские, на их долю приходится порядка 36% от коммерческих видов деятельности. Популярны салоны красоты и в Екатеринбурге (33%), Пензе (27%) и Владивостоке (22%). В Москве на первых этажах жилых домов чаще всего можно встретить продовольственные магазины, на их долю приходится 24% площадей. А вот в Сургуте и Уфе доля таких магазинов на первых этажах новостроек превышает 30%. Встречаются и уникальные проекты. Так, например, в Екатеринбурге в одной из новостроек на первом этаже открылся контактный зоопарк.

Справочно

Компания «Талан» — федеральный застройщик, работающий с 2002 года. Общий портфель проектов составляет 1,5 млн кв. метров. С 2017 года компания перешла на стандарты МСФО. Одной из первых среди застройщиков перешла на продажу жилья с использованием эскроу-счетов.