Для выполнения госзаказа необходимы специалисты высокого уровня
В последнее время в строительной отрасли наметился ряд изменений, которые в ближайшее время существенно повлияют на саму структуру отрасли. Подробнее об этом «Стройгазете» рассказал Юрий Головизнин, главный инженер проекта группы компаний UNK.
Не секрет, что в последние несколько лет доля государства в финансировании строительной отрасли постоянно растет. Примером может служить строительство Крымского моста, столичная программа строительства православных храмов, программа по строительству новых и реконструкции существующих федеральных трасс, реставрация крупных памятников, таких, как Смоленская церковь, строительство ЦКАД, космодрома «Восточный» и многие другие.
До недавнего времени заказчиком и контролером по расходованию выделяемых бюджетом денежных средств выступали министерства и ведомства, к которым по принадлежности относился тот или иной объект, и все мы знаем о многочисленных злоупотреблениях, которые выявляли контролирующие органы.
В целях эффективной реализации федеральных целевых программ и национальных проектов, для минимизации потерь и контроля не только после завершения строительства, но и на самой стадии производства работ, было принято решение создать публично-правовую компанию (ППК) «Единый заказчик в сфере строительства», которая будет подчинятся Минстрою России. 1 февраля 2021 года подведомственная министерству ППК была создана. Приоритетными задачами «Единого заказчика» в строительстве являются:
— реализация федеральной адресной инвестиционной программы в части объектов, включенных в программу деятельности компании;
— завершение строительства объектов долгостроя;
— повышение эффективности государственных расходов за счет внедрения новых подходов к реализации строительных проектов;
— цифровая трансформация строительной отрасли.
12 мая 2021 года заработал официальный сайт «Единого заказчика в сфере строительства», где собрана информация о государственных закупках, которые проводит «Единый заказчик», а также регулярно появляются новости о работе компании.
Есть еще одна проблема — кадры. Создание «Единого заказчика» не означает единовременного появления подготовленных высокопрофессиональных кадров. Это является проблемой современного производства не только в строительной отрасли. Дефицит квалифицированных кадров корнями уходит и в «лихие 90-е», и в свободные «нулевые», когда, даже не имея базового инженерного образования, можно было руководить строительными процессами, опираясь на логику (рабочий на стройке разберется). Даже многие учебные заведения, которые готовят инженеров, за эти годы лишились производственной базы и вынуждены были выпускать специалистов по сокращенной программе.
«Лучом света в темном царстве» стал Всероссийский конкурс «Лидеры строительной отрасли» — первый в истории современной России открытый конкурс управленцев среди представителей отрасли, имеющих опыт работы в государственной или коммерческой организации строительной сферы на руководящих позициях различного уровня. В конкурсе изначально приняли участие 9713 специалистов со всей страны. По итогам проведенного конкурса (а он начат в 2018 году) было отобрано 100 победителей.