Тонкости реставрации: как преобразовали здание XIX века в Петербурге

Тонкости реставрации: как преобразовали здание XIX века в Петербурге

Тонкости реставрации: как преобразовали здание XIX века в Петербурге Сity Solutions

В 2022 году в Санкт-Петербурге завершилась реконструкция четырехэтажного здания 1864 года постройки на набережной Обводного канала, рядом с бывшим Варшавским вокзалом, сейчас это ТРК «Варшавский экспресс». О ток, как проводились работы и какие сложности при этом возникали «Стройгазете» рассказал генеральный директор петербургской строительной компании Сity Solutions Василий Тимофеев.

Тимофеев.jpg

Изначально в здании располагались конторские и жилые помещения для служащих верхних и нижних чинов Петербурго-Варшавской железной дороги. В то время между Балтийским и Варшавским вокзалами существовал огромный логистический хаб, занятый железнодорожными путями. Он был соединен с речной гаванью, предназначенной для погрузки и разгрузки речных грузовых судов, а также с городской транспортно-дорожной сетью и обеспечивал быстрый вывоз грузов наземным автомобильным, а до его появления — гужевым транспортом. Здание конторы площадью около 6,5 тыс. кв. метров являлось частью этого хаба.

Трансформация территории этого транспортного хаба, которая затрагивала функционал здания, произошла еще до революции: территория разделилась на промышленную и железнодорожную части. Гавань засыпали, и на ее месте создали Завод подъемно-транспортного оборудования имени С.М. Кирова, впоследствии переименованный в «ПодъемТрансМаш». В 1990-е и последующие годы развитие территорий между вокзалами изменилось: Варшавский вокзал превратился в торговый комплекс, на месте бывшей квадратной гавани построен гипермаркет «Лента», а внутренние корпуса завода реконструированы и приспособлены под деловую функцию.

Здание нам досталось в весьма плачевном состоянии, до 2012 года это был жилой дом, который постепенно пришел в аварийное состоянии. Затем жильцы уехали, и в дом проникли искатели наживы. Нас ждали сломанные подоконники, разбитые окна с вырванной фурнитурой, разобранные кладоискателями чердачное перекрытие и подвал. Мы наняли компанию, которая, обследовав здание, выяснила, что фундамент, несущие стены, кирпичная кладка и подвал устойчивы и здание подлежит реконструкции. Срок жизни здания может быть сколь угодно долгим, если за ним ухаживать. Оно невысокое, поэтому каких-то глобальных нагрузок испытывать не будет.

Мы начали работы по капремонту и реконструкции и сразу столкнулись с проблемой непредсказуемости планирования работ. Например, вы хотите опереть балку на кирпичную стену, но в результате, когда снимаете обои, выясняется, что в стене много дыр и балку не опереть. Много решений принималось прямо на месте, и в таких условиях невозможно детально расписать монтаж и соблюдать жесткий график. Тем более у нас было желание максимально сохранить фактуру, в чем нам помогали дизайнеры.

Когда мы стали удалять отделку, то поразились тому, сколько всего здание пережило. Ощущение, как будто читаешь историческую книгу: там были слои XIX века, 30-х и 60-х годов прошлого века. Удивительно, но проект меняли даже в ходе строительства: изначально делали две полуарки для проезда с улицы, а потом передумали. Оказалось, что изначально здание состояло из трех взаимосвязанных построек, созданных в единой концепции, но каждая из них отличается от соседних на уровне конструктива. Наше здание пережило минимум два крупных этапа вмешательств. Скорее всего, между Первой и Второй мировой войнами строители меняли перегородки и балки над проемами.

В итоге реконструкция заняла больше двух лет, мы получили дом с историей. Старинная кирпичная кладка смотрится живо и тепло. Когда вы приходите в обычное новое здание, там все ровно и лакированно. А тут вы видите неровную кладку, и она заставляет задуматься о прошлом Петербурга. Мы рады, что сохранили преемственность здания: оно, как и 160 лет назад, остается административным, сейчас там бизнес-центр.